Медицинский сайт

Приставки пре- и при-. Значение и правописание

Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при?вязь, при?ступ, при?звук, при?свист, при?был, при?данный, при?званный и пре?рванный, пре?данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка ПРЕ- пишется в случаях :

1) когда она придает словам значение предельной степени действия , превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;

2) когда она имеет значение приставки пере -: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).

Приставка ПРИ- придает словам значения:

1) пространственной близости , смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный;

2) прибавления, приближения, присоединения : приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;

3) неполноты действия : привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть;

4) доведения действия до конца, до определенного результата : приискать, прикончить, приглушить ("заглушить совсем"), приучить, придумать, прирезать;

5) совершения действия в собственных интересах , усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;

6) сопутствующего действия : припевать, присвистывать, пританцовывать.

Примечание 1 . Приставка пре- является старославянской по происхождению. В русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере- , ср.: преграда - перегородка, предать - передать.

Примечание 2 . Необходимо различать написания близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- ; ср: презирать (ненавидеть) и призирать (давать приют); ср. также: презрение и призрение ; преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (мечту в реальность) и притворить (дверь), притвориться (спящим); претерпеть (неудобства) и притерпеться (к неудобствам); преходящий (момент, ср.: переходящий) и приходящий (почтальон, причастие от приходить).

Примечание 3 . Необходимо различать написание слов преумножить ("сильно умножить") и приумножить ("добавить незначительное количество"), хотя значения эти часто трудно разграничить.

Примечание 4 . В следующих словах бывшие приставки уже не вычленяются: предел , предмет , преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причащаться, причина, приязнь .

Примечание 5 . В заимствованных словах пишутся приставки как пре- , так и при-: преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет.

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Упражнение

1. Коротков не расслышал, хотя и пр_ падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_ крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_ был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_ одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_ сматривался к Даше - чем-то она ему пр_ шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_ станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_ станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_ держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_ манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_ чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_ даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_ имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_ дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_ вычек; там, одна, ты пр_ нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_ вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_ кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_ водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_ вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_ скверный, где нам дадут обедишко пр_ пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_ строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_ чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_ зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_ открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_ лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_ взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_ скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_ думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_ творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_ менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_ образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_ даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_ спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_ словутую брошюру. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_ красной, как весна. (А. Толстой, "Хождение по мукам")

Упражнение подготовили Д. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

Тема урока:

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Правописание приставок пре - при - .

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

Приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

Пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

1. Слово учителя по теме урока:

Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .

2. Объяснение новой темы:

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.


3. Объяснительный диктант. (Один ученик выполняет на доске, все остльные в тетради).

Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу.

III. Актуализация знаний.

1.Задание по группам: заполнить недостающую графу таблицы. (Таблицы изображены на разных половинах доски).

Задание для 1 –ой группы:

Задание для 2-ой группы:

Правила написания приставок пре и при

Примеры

Приехать

Приклеить

Привстать

Приморский

Преступник

Премилый

IV. Упражнение на закрепление навыка.
1.
Дифференцированно – творческие задания: (работа в группах)

Задание для организации работы в группе:

1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу.

2. Затем делится своими мыслями со всей группой.

3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника.

4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками.

1 группа. А.

Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок. Не знаем, как правильно писать приставки пре и при! Выполните задание и объясните нам, какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет.

Мудрость пр..ходит с годами.

Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.

Журавль солнце пр..носит.

Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.

Пр..мудрости в щах., а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.

Организация рефлексии:

Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание?

Ключ для проверки задания:

Мудрость приходит с годами.

Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Журавль солнце приносит.

Ехал к обеду, а приехал в среду.

Премудрости в щах, а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пригорело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает, накормит.

2 группа. Б.

Задание:

Даны словосочетания , объясните своим одноклассникам их написания

Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.

Организация рефлексии:

  1. группа. В.

Проведите со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре и при.

Организация рефлексии:

Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?

2. Упражнение.
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.

(М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру.

(И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")

Проверка выполненного задания.

VII. Итог урока.

1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем?

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной,

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при несомненно.

О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение)

Запись на доске: 1-е значение – приближение.

Винт прикрутил, привинтил колесо,

Приклеил, пришил умело, -

Пишем мы при, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

2-е значение – присоединение.

О каких значениях приставки при – не было сказано?

3-е и 4-е значения – близость, неполное действие.

В прекрасном замке, на горе,

Жила-была приставка пре –

Особа преотважная, важная-преважная,

Гордая-прегордая, добрая-предобрая

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере –

Она сказала: «На заре

Я уезжаю, друг мой, пре –

Меня не будет два-три дня

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу,

Спокойной ночи, я спешу.»

О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении?

Запись на доске: пре = очень

Пре= пере

А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить).

2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - .

3. Рефлексия.


В основе написания приставок ПРЕ- и ПРИ- лежит смысловой принцип. т. е. выбор той или иной приставки зависит от того, какое значение она привносит в слово.

Приставка ПРЕ- пишется в следующих случаях. Во-первых, когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру. Например, превосходный, превозносить, преувеличивать, прехорошенький, премило .

Во-вторых, приставка ПРЕ- будет писаться в тех случаях, когда она близка по значению к приставке ПЕРЕ-. Например, предание , сравните - «передать»; преграда , сравните - «перегородить», преступить черту , сравните - «переступить».

Приставка ПРИ- может иметь следующие значения. Во-первых, близости к чему-либо, смежности. Например, пришкольный, приморский, Приамурье .

Во-вторых, в значении неполноты действия, т. е. действия, которое совершается в неполном объеме или на какой-то ограниченный срок. Например, прилечь, присесть, прикрыть.

В-третьих, приставка ПРИ- может иметь значение присоединения, приближения. Например, пришить, привязать, примерзнуть .

В-четвертых, приставка ПРИ- может иметь значение доведения действия до логического конца, до итога, до завершения. Например, приучить, прикончить.

Приставка ПРИ- также может иметь значение сопутствующего действия: пританцовывать, присвистывать .

И наконец, приставка ПРИ- может обозначать действие, которое совершается в собственных интересах: принарядиться, прислушаться .

Необходимо различать написание близких по звучанию, но совершенно разных по значению слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Таких, например, как презирать труса и призирать в значении давать приют , притворить дверь и претворить мечту в жизнь . Пребывать в значении быть, находиться где-то и прибывать в значении приезжать . Преклонить голову или приклонить ветку к земле . Значение таких приставок и этих слов определяется по контексту, т. е. по тем словам, которые находятся рядом с ними. Сложность этого правила в том, что в современном русском языке есть достаточно много слов, в которых трудно или же невозможно вычленить приставку ПРЕ- и ПРИ-. Правописание таких слов нужно проверять по орфографическому словарю. В частности, к таким словам относятся устаревшие слова, использующиеся во фразеологизмах. Например, камень преткновения или устроить светопреставление .

Правописание заимствованных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- или слов, просто начинающихся с ПРЕ- и ПРИ-, также нужно проверять по орфографическому словарю. Например, президент, преамбула, препарат, примадонна и т. д.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Дополнительные упражнения ().
  2. Опорная таблица ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой ПРИ-, во вторую - с приставкой ПРЕ-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Задание №2

Замените данные обороты словами с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

«Усердный, старательный», «находящийся возле школы», «приехать куда-нибудь», «устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение», «склонности, ставшие обычными, постоянными», «перестать что-либо делать», «немного открыть».

Правописание приставок — одна из наиболее сложных тем русской орфографии. В особенности это относится к правописанию приставок пре- и при-, различить которые иногда очень непросто.

Приставка ПРЕ-

Правописание приставок пре- и при- зависит от значения, которое эта морфема придает слову.

Приставка пре- употребляется в том случае, если значение морфемы близко к значению приставки пере-.

Кроме того, значение приставки пре- может быть синонимично слову «очень».

Приведем примеры : пресытиться — очень насытиться, прескверный — очень скверный, преградить — перегородить, преобразовать — переделать, переменить образ.

Приставка ПРИ-

Приставка при-, согласно этому правилу, пишется в нескольких случаях:

  • приближение (приехать, прибыть) ;
  • присоединение (приклеить, прикрепить) ;
  • территориальная близость (пришкольный, приморский) ;
  • неполное действие (присесть, приукрасить) .

Особые случаи написания пре и при

В ряде случаев воспользоваться этим правилом бывает нелегко, но при этом абсолютно необходимо, потому что гласная в приставке помогает различить смысл.

Приведем несколько примеров:

  • преклонить колено — приклонить ветку;
  • преступить закон — приступить к делу;
  • пребывать в недоумении — прибывать на вокзал;
  • преходящие трудности — приходящая прислуга;
  • предавать друзей — придавать значение.

Есть целый ряд слов, в которых приставка в значительной степени утратила свое значение или стала частью корня. Эти слова надо запомнить или посмотреть в словаре: природа, причина, прибор, препона, прекословить и др.

Приставки в словах иноязычного происхождения

Морфемы, которые звучат как пре- и при-, встречаются и в других языках, в том числе в латыни, откуда мы заимствовали немало терминов. Такие слова невозможно проверить, пользуясь этим правилом. Их надо или запомнить, или уточнить орфографию с помощью словаря.

Приведем примеры: президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера.

Как отличить пре- от при-

Чтобы правильно написать приставку, надо сначала постараться определить ее значение:

  • если значение близко к «пере» или «очень», написать пре-;
  • если она имеет значение приближения, присоединения, территориальной близости и неполного действия, написать при-;
  • если не удается с уверенностью определить правописание приставки или слово иноязычное, обратится за помощью к словарю.

Приведем примеры:

  • превратить — приставка близка по смыслу к приставке пере-, ведь это слово означает «переделать», поэтому пишем пре-;
  • причудливый — слегка чудной, близко по значению к неполноте действия, поэтому при-;
  • пресмыкающееся — трудно определить значение приставки, поэтому разумнее посмотреть в словаре.

Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».

Что мы узнали?

Правописание приставок пре- и при- зависит от их значения. Приставка пре — употребляется в том случае, если она близка по значению к приставке пере- или слову “очень”. Приставка при — уместна в том случае, у слова есть значение приближения (приехать), присоединения (привинтить), территориальной близости (пришкольный), неполноты действия (приоткрыть). Правописание ряда слов (иноязычных и тех, значение которых неясно) надо запоминать или уточнять в словаре.