Медицинский сайт

Битюг лошадь. Битюги — лошади из русских сказок

Происхождение : Россия (Воронежская губерния).

Высота : до 178 см.

Масти : гнедая, пегая и серая.

Экстерьер : грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие, крестец и спина широкие, мускулистые.

Использование : в настоящее время порода исчезла.

Битюги появились благодаря скрещиванию местных кобылиц с жеребцами и брабанта. Итак, Битюг - русская порода тяжеловозных лошадей – какая она?

Битюги это настоящие русские богатыри. Они крайне выносливы, неприхотливы к любой кормёжке и условиям содержания, могут выдерживать грузы даже критического веса. Разводчики и хозяева с ними не знают проблем, ведь у них мягкий, добрый и покладистый характер, и невероятная способность долго и плодотворно трудиться.

Эти тяжеловозы очень крепкие и сильные, среднего роста и спокойные. Их издавна использовали, как верховой или транспорт и в качестве работниках на полях и крестьянских хозяйствах.

Особенно ценилась способность битюгов преодолевать ежедневно расстояния до 100 километров с грузом больше полтонны. В основу этой породы легли гены русских лошадей, обитающих в степях.

Потребность на Руси в тяжёлых и сильных лошадях, дала начало этой породе, которая вывелась путём скрещивания тяжеловозов. Позже местных кобыл стали скрещивать с , которые сделали породу битюгов неоднородной. Чтобы поддержать вывод тяжеловозов, местные сельскохозяйственные работники стали самостоятельно увеличивать поголовье этих рабочих лошадок.

Рисунок русского Битюга

В первой половине прошлого столетия, Гражданская война полностью загубила этих русских богатырей. Тогда был разработан план по возрождению этой породы, путём добавления генов густого рысака. Выводок, конечно, не стал битюгом, но зато так появилась новая порода лошадей, которую назвали воронежской упряжной. Эта порода превосходно подходила под тип сельскохозяйственной лошади.

Спина у породистых воронежских упряжных лошадей прямая с выдающейся поясницей. Тело длинное, а задняя часть туловища мускулистая и мощная. Пара прямая с большими, высокими копытами, которые отличаются особой прочностью. Внизу шерстяные, густые щётки.

К недостаткам воронежской породы относят выгнутость задних ног и близкое расположение друг другу коленных суставов.

Воронежские упряжные лошади очень выносливые. Так же, как и битюги, они крайне неприхотливы к кормёжке и терпят любые условия содержания. Обычно беспроблемные и их просто прокормить.

Воронежские лошади делятся на три вида

  1. Небольшая группа тяжеловозных лошадей. У них длинное, мускулистое и мощное тело. Предками являются тяжеловозные жеребцы.
  2. Облегченная группа воронежских лошадей с гармоничным физическим строением. У них лёгкий и свободный аллюр. Предками являются битюгские рысаки.
  3. Третья группа является потомками местных жеребцов. Непородисты. У них грубоватое и негармоничное строение тела.

Что же касается породы лошадей битюгов, то у них преобладала мышастая и бурая масть. Их разводили в Ульяновской и Тамбовской областях, но, к сожалению, эта порода исчезла навсегда.

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей . Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста , крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50-85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа , в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами , а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади .

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.


1947 г. Картон, пастель. Серия картин «Породы лошадей» Вадима Вадимовича Трофимова.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам , состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 - 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Как известно, рыцари Средневековья ездили на мощных, тяжелых и выносливых лошадях. Однако не только европейцы могут похвастаться своими тяжеловозами, славянские богатырские кони ни чуть не уступали рыцарским. Наоборот, по красоте нередко превосходили несколько неуклюжих ломовых «европейцев». Оценить их красоту мы может сегодня не только на картинках или в сказках, ведь прообраз богатырского коня сохранили нынешние породы. Как выглядят эти лошади, а именно владимирский, советский, вы сможете увидеть на фото в нашем обзоре.

Наш обзор современных богатырских лошадей мы хотим начать с истории, а именно с породы битюг. Сегодня, к сожалению, в чистом виде мы ее уже не встретим, так как она за счет постоянного скрещивания и селекции утратила свой первоначальный вид. Однако, этих лошадей можно считать наиболее приближенными к древнему образу славянских рабочих коней. Представление о них сегодня нам дают лишь описания, старинные гравюры и картины.

Свое громкое название порода получила от названия реки в Воронежской области, где была впервые выведена на конезаводе графа Орлова. За основу селекции были взяты местные крестьянские кобылицы, которых скрещивали с заграничными голландскими и английскими жеребцами. Битюги были хоть и не очень высокими, но мощными и крепкими. Лошади спокойно выполняли любые грузо-транспортные крестьянские работы и отличались неприхотливостью и выносливостью. Особо ценили этих «работяг» за удивительную грузоподъемность: с весом в более 800 кг битюги могли проходить до 85 км в день.

Однако в конце 19 века битюгов стали массово скрещивать с лошадьми различных типов и пород, в результате чего как отдельная порода она вскоре исчезла. Как утверждают специалисты, подобных битюгам коней удалось найти лишь в глубинке Воронежской области. На их основе в нескольких районах был воссоздан приближенный тип тяжеловозов, которые получили название воронежская упряжная порода. В 1939-м году нескольких ее представителей были продемонстрированы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Советская тяжеловозная порода лошадей считается и по сей день одной из самых лучших отечественных. Сразу после своего выведения эти кони завоевали славу, как «рекордисты», так как во многих показателях превосходили известные на то время породы. Считается, что их предками являются битюги, которых скрещивали со знаменитыми зарубежными арденами, суффольками и брабансонами. Так как заграничные тяжеловозы, а в частности, бельгийские брабансоны, были плохо приспособлены к русскому суровому климату, использовать их в чистоте не получалось. Но грамотный подход и селекция позволили получить не только очень выносливую и крепкую лошадь, но и красивую, во многом превосходя рыхлых и сырых по конституции бельгийцев.

Порода получила официальное признание в 1952-м году и уже через 5 лет потрясла весь Союз своим абсолютным рекордом грузоподъемности. Шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме прошел 35 м с грузом почти 23 тонны. Как оказалось позже на последующих испытаниях эти кони еще обладают и прекрасной грузоподъемностью на рыси.

Существуя вот уже более 60 лет, Советский тяжеловоз сегодня может похвастаться высоким уровнем совершенства. Представители породы обладают практически идеальными промерами тяжелоупряжной лошади, чуть ли не самыми высокими показателями продуктивности. Они самые крупные из отечественных тяжеловозов, мускулистые с хорошо развитой спиной и грудью. Однако многие современные факторы играют не в пользу развития породы, в результате чего поголовье сокращается. Наиболее ценные линии сосредоточены в Мордовском и Починковском конных заводах, куда вы сможете совершить виртуальное путешествие на видео от CenterNF.

Владимирский

Владимирская тяжелоупряжная порода, выведенная на землях Владимирского ополья, появилась чуть раньше, чем советская – в 1946-м году. Она также была создана путем прилития заграничных кровей, а именно английских шайров и клейдесдалей. Именно поэтому владимирских коней часто используют не только в упряжи, но и под седлом. Это очень нарядные, энергичные, гармоничные по красоте и темпераменту лошади, завоевавшие сердца многих всадников.

Как видно на многих фотографиях, владимирский конь отличается по конституции от, скажем, битюгов и советских тяжеловозов. Представители этой породы имеют длинную горбоносую голову, высокую длинную шею с хорошим выходом, удлиненный корпус с широким крупом и спиной. Ноги у них также высокие, крепкие с хорошо выраженными суставами. Отличаются более живым темпераментом и энергичностью. Так, именно владимирцу принадлежит абсолютный рекорд среди всех тяжеловозов по срочной доставке груза рысью.

Сегодня владимирские кони возобновляют былую славу, но больше используются не в сельскохозяйственных работах, а в конном туризме и любительской верховой езде. Как говорят любители породы, на этих конях очень удобно ездить верхом – сидишь, как на диване.

Русский

Русские породы лошадей славятся не только на российском конном рынке, но и далеко за его пределами. И прямое тому доказательство, это порода русский тяжеловоз, которую охотно покупают заграничные коневоды. Сформировалась эта порода в конце 19 века на основе бельгийских арденов. В начале 20 века была начата племенная работа по улучшению рабочих качеств лошадей. Цель была получить экономически выгодную тяжелоупряжную универсальную породу. И результат превзошел все ожидания – русские кони отличались не только превосходными рабочими качествами, но и уникальной экономичностью.

Русский тяжеловоз сегодня одна из самых выгодных и неприхотливых тяжелоупряжных пород. Кони прекрасно сохраняют свой вес и работоспособность даже на самом подножном корме. Использоваться в работе лошади могут до 25 лет.

Оценивая экстерьер русских тяжеловозов, стоит отметить, что лошади не очень высокие, но крупные за счет массивности телосложения. Как видно на фото, у них достаточно мускулистая шея и глубокая грудь при небольшой голове, а также очень крепкая широкая спина..

лошадей , выведенная в XVIII веке крестьянами Воронежской губернии в селах по реке Битюгу . Битюги - продукт скрещивания и датских жеребцов , присланных Петром Великим , и местных тяжеловозов . Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови.

Лошади породы битюг были крупного роста (высота в холке до 178 см ), грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие. Крестец и спина широкие, мускулистые; масть гнедая, пегая и серая. Недостатки - тонина ног, слабая спина и мало развитый окорок.

Во второй половине XIX века порода стала исчезать. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой и сокращением кормовой площади вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями - кормом, мало подходящим для такой годной для разнообразного употребления лошади. Рассадниками битюгской породы, кроме немногих крестьянских хозяйств, служил Хреновский завод . Для освежения крови битюгов выписывали жеребцов датской породы. В настоящее время порода исчезла. Иногда битюгами неправильно называют лошадей других пород.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

Присланных Петром Великим, и местных крупных кобыл. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови.

Лошади породы битюг были крупного роста (высота в холке до 178 см ), грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие. Крестец и спина широкие, мускулистые; масть гнедая, пегая и серая. Недостатки - тонина ног, слабая спина и мало развитый окорок.

Во второй половине XIX века порода стала исчезать. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой и сокращением кормовой площади вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями - кормом, мало подходящим для такой годной для разнообразного употребления лошади. Рассадниками битюгской породы, кроме немногих крестьян, служил Хреновский завод . Для освежения крови битюгов выписывали жеребцов датской породы. В настоящее время порода исчезла. Иногда битюгами неправильно называют лошадей других пород.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Итальянский мост

Смотреть что такое "Битюг (порода лошадей)" в других словарях:

    Битюг (порода лошадей) - Битюг, русская порода упряжных лошадей, выведенная в 18 в. крестьянами Воронежской губернии в сёлах по р. Битюг. Б. были крупного роста (высота в холке до 178 см), разнообразной масти, обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью и …

    Битюг, порода лошадей - Битюг русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в 18 веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги продукт скрещивания голландских и датских жеребцов, присланных Петром Великим, и местных крупных кобыл. Впоследствии… … Википедия

    Битюг порода лошадей

    Битюг, порода лошадей - (см. таблицу Породы русских лошадей) лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пиндос (порода лошадей) - У этого термина существуют и другие значения, см. Пиндос (значения). Пастух с пиндосом Пиндос древняя порода лошадей (также известна как фессальская или тессальская … Википедия

    Битюг - Битюг: Битюг (порода лошадей) русская порода тяжеловозных лошадей. Битюг (река) река в Тамбовской и Воронежской областях России, левый приток Дона. Битюг (Воронежская область) посёлок Хлебенского сельского поселения Новоусманского… … Википедия

    Битюг - БИТЮГЪ (Битюкъ), единственная русск. тяжеловозная порода лошадей, получившая названіе отъ р. Битюгъ, протекающей въ Бобровскомъ уѣздѣ Воронеж. губ. Въ 1701 г., по повелѣнію Петра I, было переселено на р. Битюгъ, въ видахъ развитія… … Военная энциклопедия

    Битюг - I Битюг река в Воронежской области РСФСР (верховья в Тамбовской области), левый приток Дона. Длина 379 км, площадь бассейна 8840 км2. Протекает по Окско Донской равнине. В бассейне более 400 озёр. Долина широкая, нередко заболочена.… … Большая советская энциклопедия

    Битюг - а; м. 1. Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг). 2. Разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения. ◁ Битюговый, ая, ое (1 зн.). * * * Битюг река в Европейской… … Энциклопедический словарь

    битюг - а/; м. см. тж. битюговый 1) Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг) 2) разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения … Словарь многих выражений