Медицинский сайт

Проблемы познания в философии. Проблема познания в философии: основные аспекты в их культурно-историческом развитии Процесс познания становится центральной проблемой в философии

Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Характер и направленность этой деятельности определяется потребностями и интересами человека. Поскольку деятельность человека – сознательная, направленная на реализацию выработанных идей, на преобразование действительности и его самого, то познание помогает ему ориентироваться в мире, оно возникает как необходимая сторона его жизнедеятельности.

В ходе становления человека освоение действительности основывалось первоначально на обыденном опыте, затем по мере расширения и углубления сферы воздействия на окружающий мир познавательное отношение становится особой стороной его жизнедеятельности, возникает потребность во всё большем количестве и многообразии знаний для обеспечения своего существования.

В философии исследованием познания занимается особый раздел – гносеология . Главная задача гносеологии : открыть законы познания с тем, чтобы можно было ими воспользоваться, зная сущность процесса познания. Гносеология или теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, профессиональная. Основная проблема гносеологии, «познаваем ли мир?», осмысливается, исходя из следующих вопросов: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можно ли раскрыть сущность предметов и т. д.

В истории философии две основные позиции: агностическая и познавательно – реалистическая. Особенность агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, их закономерностей. Ещё Протагор (ок.490 – ок.420 г.г. до н.э.) замечал, что «Человек есть мера всех вещей». Поскольку разным людям свойственны разные знания и разные оценки одних и тех явлений. Поэтому не возможно достоверное, т.е. общезначимое знание существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок.365 – 275 г.г. до н.э.) считал достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то это утверждение будет истинным), заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к сущности – его основе. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Это акцент был усилен агностицизмом в новоевропейской философии уже на базе достижений науки. Например, английский философ Д.Юм, основываясь на том, что следствие отличается от причины, говорил о невозможности выявления последней. Следовательно, по его мнению, доказательство наличия причинно-следственных связей невозможно, есть только одна причинность – наша привычка ожидания одного явления в связи с другим, за пределы психических связей мы проникнуть не можем, схватывая лишь немногие поверхностные качества объектов. Сущность вещей для нас недосягаема.

Родоначальник немецкой классической философии И.Кант не отрицал существование вне сознания реальных «вещей самих по себе», но считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, вещи вызывают в нём множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными посредством априорных (до опытных) форм живого созерцания, а затем с помощью категорий рассудка. Познаём мы лишь мир явлений, «вещь -в- себе» для познания неуловима.

На рубеже XIX – XX в.в. сложилась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм . Возросшая теоретизация науки, усиление роли научных понятий и теорий в качестве средств познания расширили возможность конвенций (соглашений) в научном сообществе и создали представление о независимости теории от объекта. Суть конвенционализма как концепции в том, что научные теории и понятия представляются в качестве результата соглашения между учёными, а не отражением объективного мира.

Познавательно – реалистическое направление в гносеологии, не отбрасывая всех сложностей процесса познания, положительно решает вопрос о возможности познания сущности вещей, хотя сам процесс и природа познания понимались неоднозначно. Так, в философии нового времени сформировались сенсуализм и рационализм. Обычно выделяют две стороны познания: чувственную и рациональную. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного направления.

Сторонники сенсуализма признавали решающую роль чувств в познании. Основная формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сама по себе эта формула не вызывает особого возражения, так как наше мышление оперирует материалом, полученным из органов чувств. Но радикальный сенсуализм принижает роль разума, сводя её к простому суммированию чувственных данных. Это приводит как не пониманию специфики чувственного и рационального познания, так и к не пониманию диалектики соотношения между ними. Виднейшим представителем сенсуализма Дж.Локком (XVII в.) была предпринята попытка, вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания. По Локку человек рождается с сознанием, подобным чистой доске (tabula rasa ). По мере воздействия внешней среды на сознание (органы чувств) на этой доске появляются знаки, которые складываются и вычитываются мышлением.

Слабые стороны сенсуализма были подвергнуты критике со стороны рационализма (Б.Спиноза, Р.Декарт и др.). Рационализм, наоборот, отводил решающую роль в познании разуму и впадал в другую крайность, утверждая, что разум помимо чувств способен давать знание о действительности. Для объяснения этой способности рационализм чаще всего обращался к теории «врождённых идей», которая утверждала, что человеку врождено некоторое знание, и дело разума раскрыть его. Так же использовалось обращение к «рациональной интуиции», «предустановленной гармонии».

Однако в реальном процессе индивидуального познания чувственное и рациональное выступают как взаимосвязанные стороны познания: чувственное познание направляется и стимулируется рациональным, а рациональные понятия всегда оперируют чувственным материалом.

Чувственное познание состоит в непосредственной, конкретной координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием . Оно имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение выступает субъективным идеальным образом предмета, т.к. преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. В ощущении фиксируется единичное свойство предмета (боль, холод, жар и т.п.), но вместе с тем через связь субъекта с предметом отражается объективная система отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Ощущения отдельно друг от друга не существуют. Они представлены как целостное образное отражение того или иного предмета или явления.

Более сложная форма чувственного восприятия – представление. Это – целостный образ предмета, сохраненный в нашей памяти и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам в ощущениях.

Чувственное познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе оценку (плохое,хорошее, интересное, красивое и т.п.).

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами. Значительная часть его чувственного опыта включает образы, которые взяты из описаний, сделанных другими людьми. В этом проявляется исключительная роль языка с его возможностью передавать информацию

Рациональное познание осуществляется у человека в виде процессов мышления. Мышление – это процессуальная сторона человеческого сознания, состоящая в опосредованной, отвлечённой, обобщённой, знаковой координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием. Оно представлено в трёх формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. Понятия в сокращенной форме аккумулируют и используют итоги многовекового практического опыта человечества. Помимо понятий, которые фиксируют объективные существенные свойства вещей, есть понятия, запечатлевающие отношения между вещами, например, цвет – оттенок. Такие понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений. Эти отношения являются идеальными обобщенными объектами познания.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между объектами и их признаками посредством утверждения или отрицания: «этот стол – зеленый».

Умозаключение – процесс мышления, в котором из одних суждений выводятся другие. Например, на основании суждений:

Все металлы – электропроводны

Железо – металл

выводится умозаключение: Железо – электропроводно.

Важное место в процессе познания занимает интуиция . Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными, большую роль в этом играют воображение и интуиция. Человек как бы предчувствует, что это и есть правильное решение через «озарение», «наитие». Но интуиция – это не область инстинктов или автоматизма поступков. Существенная черта интуиции – непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называют такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция как новое знание в момент выдвижения не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Другие черты интуиции: внезапность и неосознанность. Открытие происходит всегда неожиданно, случайно. Интуитивное «видение» совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остаётся и сам результат. Особое значение имеет эвристическая (творческая) интуиция, которая отличается от стандартизированной тем, что всегда рождает новое – знание, образ.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, гл. VII.

2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. V, гл. 1.

3. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. Разд. 4, гл. 4, п. 1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебной дисциплины философия тексты лекций

Учебной дисциплины философия.. Раздел философия е роль в жизни человека и общества..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место философии в системе культуры
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее

Особенности философского знания
Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы:

Предмет философии
Особенности философского знания определяют предмет философии. Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную з

Структура философского знания и его функции
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, пос

Возникновение философии
Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования

Философия Древней Индии
Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры, когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом рассл

Древнекитайская философия
Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежовываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интен

Античная философия
Античная философия сформировалась в VII-VI в.в. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она существенно отличалась от древневосточной. В историю фил

Школа элеатов
Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческо

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
С творчества Сократа начинается второй период античной философии, исключительно важный в последующем развитии мировой философии. Он закрепляет основные формы философствования и развивает их дальше

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. до н.э.)
Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа. Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов фило

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие понятия он называл эйдосами,

Аристотель (384 - 322гг. до н.э.)
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение – одно из величайших в древнегреческой философии. Онтология. Учени

Киники
Термин «киник» в древнегреческом языке звучал как «собачий», отсюда – «собачья философия». Поведение, которое вытекало из их учения, шокировало окружающих своей экстравагантностью. Они исходили из

Скептицизм
Первое течение скептицизма охватывало период от IV в. до н.э. до III в. до н.э., второе от I в. до н.э. до II в.н.э. Постклассический период античной философии смещает ее проблематику в ст

Эпикуреизм
Главный представитель и родоначальник направления – Эпикур (341 -270 гг. до н.э.). Основная задача эпикурейцев – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к с

Стоицизм
Школа стоиков (конец IV – III в. до н.э.) основана Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366 – 264 гг. до н.э.). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии

Неоплатонизм
Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Круп

Средневековая философия
Средневековая культура рождает новую философию, которая была ориентирована на религиозные позиции христианства. Христианство возникает в I- II столетиях в Римской империи, а затем распространяется

Фома Аквинский
Творчество Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) относится уже к периоду поздней средневековой философии – к схоластике. Особенность его философии в том, что он в отличие от Августина опирается не на нео

Западноевропейская философия Нового времени
Начавшийся в период Ренессанса новый способ философствования закрепляется и развивается в последующий период и получает название: философия Нового времени. Этому способствовали социально-экономичес

Фрэнсис Бэкон
Ф.Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии, поскольку именно ему принадлежит новый взгляд на философию, который в последствии получил широкое развитие: «…привнесе

Рене Декарт
Французский философ Р.Декарт (1596 – 1650 гг.) происходил из семьи дворянина, получил образование в привилегированной школе, некоторое время служил в армии. Основная его творческая жизнь прошла в Н

Джон Локк
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Д.Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из чувствен

Бенедикт (Барух) Спиноза
Рационализм, развитый Декартом, хотя и вызывал возражения со стороны сенсуалистов, получил свое дальнейшее развитие в трудах виднейших философов того времени, например, Б.Спинозы (1632 – 1677) – ни

Джордж Беркли
Английский философ Д.Беркли (1684 – 1753) вошел в историю философии как представитель субъективного идеализма и агностицизма. Образование он получил в Дублинском университете, занимался в основном

Давид Юм
Английский философ, психолог, историк и экономист Д.Юм (1711 – 1776 гг.) был современником Д.Беркли. Он обучался в Эдинбургском университете, однако преподавательской работой практически не занимал

Французский материализм XVIII века
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на ос

Иммануил Кант
И.Кант (1724 – 1804 гг.) был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Философское творчество Канта делится на два периода.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

Людвиг Фейербах
Последним из выдающихся философов немецкой классической философии был Л. Фейербах (1804 – 1872). В отличие от других представителей он развивал материалистическое направление в философии, продолжив

Карл Маркс (1818 – 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.г.) создали учение, которое получило название диалектический материализм
Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

Русская философия
С принятием христианства на Руси в X веке центрами духовной культуры стали церкви и монастыри, в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее всевозможные поучения, имевш

Славянофилы
Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козе

Революционные демократы
Формирование и развитие в России революционно – демократической идеологии связано прежде всего с именами В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева,А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского. В

Основные тенденции и направления современной философии
С середины XIX века в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. В первую очередь – это переход от классической философии к неклассической: отход от классических

Неопозитивизм
Неопозитивизм, логический эмпиризм явился третьим этапом позитивизма (сер. XIX в.). Его видные представители: Б.Рассел, Р.Карнап, П.Витгенштейн и др. Неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию

Постпозитивизм
Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские пр

Герменевтика
Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о п

Психоанализ
З. Фрейд ввёл психоанализ в ранг философско-антропологических принципов. В этом учении осуществлялся переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в их основе «

Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование), или философия существования – философское направление, получившее широкое распространение во многих европейских странах. Его основные представ

Картина мира и философское мировоззрение
Проблема мира является составной частью философского учения. Только через понятие мира, его сущности, законов развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мир

Философское понятие бытия
Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его созн

Философское понятие движения
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывност

Диалектика бытия
Диалектикакак принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и ме

Пространство и время
Мир существует в пространстве и времени: «основные формы всякого бытия – писал Энгельс – суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как быти

Ds2 = dx2 + dy2 + dz2 - c2t2
На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально тол

Понятие сознания и его основные свойства
Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских по

Гносеологический подход к сознанию. Понятие идеального
В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного соде

Онтологический подход в исследовании сознания
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности. Это единство прослеживается по ряду н

Сознательное и бессознательное
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное– это совокупн

Специфика философского подхода к изучению человека
Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др., поскольку специфика философского знания – в его антропоориентированн

Человек и природа
Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo sapiens. В этом смысле он обладает определенной совокупностью видовых признаков, которые могут претерпева

Духовная сторона жизнедеятельности человека
Определить человека можно через специфические формы его общения с миром, которые опосредованы и обусловлены его духовностью. Именно она дает качественное своеобразие его существованию. Раз

Социальность человека. Проблема свободы личности
Становление человека как такового связано с развитием общественных отношений в отличие от природных. Индивидуальное формирование человека также протекает только во включенности его в общественные о

Смысл жизни и назначение человека
Проблема смысла человеческого бытия, смысла жизни, назначения человека относится к числу вечно актуальных. Люди живут, действуют, изменяют себя и историю, а для чего? В философии существуе

Познание как вид общественной духовной деятельности
Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятель

Понятие знания
В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием «знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как отражение. Но в какой

Проблема истины
При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует несколько трактовок истины, например: 1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспонд

Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Наиболее рельефно познавательная деятельность человека проявляется в научном познании, т.к. именно наука по отношению к другим формам общественного сознания более всего нацелена на познавательное о

Понятие общества. Основные социально-философские концепции общества
Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного (совершаемого совместно с другими

Сферы социальной жизни
В обществе выделяются три главные подсистемы, или сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Они представляют собой также сложные образования – системы, которые облад

Идеология
В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. С

Правовое сознание. Философия права
Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официаль

Философия и религия
Философский анализ религии отличается от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой приро

Проблема развития общества
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить

Понятие культуры
Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (

Элементы и строение культуры
Поскольку культура понимается как совокупность устойчивых форм – образцов деятельности, то логично предположить, что в качестве ее элемента может быть взят любой регулятив, структурирующий эту деят

Постиндустриальное общество и его основные черты
Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, инфор

Проблемы человека постиндустриализма
Прогрессирующие влияние науки и техники в современном обществе накладывает глубокий отпечаток на сам характер существования человека. Радикальные изменения: перемены в условиях участия людей в сист

Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы означают всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества. Это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогр

Возможности предвидения будущего
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно–биологическое существование. Задача сложна, посколь

Новые пути познания человека и перспективы будущего
Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического рег

Онтологическая теория Гоббса
В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэт

Аристотель
Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опи

Философия познания

Лекция 5.1

Тема 5. Философия познания

При изучении материала этой темы вы должны уяснить, что представляет собой процесс познания, на основе каких форм отражения действительности осуществляется процесс познания, как связано познание с творчеством, а также как развивалось представление об истине в философской и естественнонаучной мысли, какие существуют концепции истины. Необходимо обратить внимание на следующее:

1. Учение о познании называют гносеологией.

2. Научное познание представляет собой деятельность по производству новых знаний.

3. Процесс познания носит диалектический характер и осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление, к абстрактным формам – суждение, умозаключение, понятие.

4. Переход от чувственных образов воспринимаемых предметов к их абстрактному смысловому образу чаще всего осуществляется на основе абстракций отождествления или идеализации.

5.Основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания.

6. В процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное, и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм,во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм.

7. Целью научного познания является получение истинных знаний.

Проблема познания относится к числу важных философских проблем, поскольку знания сущности и возможностей человеческого познания являются мощной методологической базой к исследованию явлений во всех сферах действительности. Эти знания необходимы для развития творческих научных способностей. Данная проблема составляет ядро гносеологии.

В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.

Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон сделал попытку определения знаний. В диалоге «Теэтет», рассматривая сформулированное Теэтетом определение: «По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение», Платон высказывает иную точку зрения, а именно, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Из учения Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания.


Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем. Предметом познания в античной философии является единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм . В средневековый период в рамках схоластики совершенствовались логические приёмы. Поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим .

В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания становится человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим . Особое внимание к проблеме познания уделял Ф. Бэкон в своих сочинениях «В преуспевании знания» (1605г), «О достоинстве и усовершенствовании наук» (1623), «Новый органон» (1620). Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал, что могуч тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание – сила, без которой невозможно овладеть богатствами природы. Для приобретения знаний нужен соответствующий научный метод. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных, при которых происходит восхождение от единичных фактов к обобщениям, понятиям. Бэкон отстаивал единство теории и практики. Он выступал, с одной стороны, против пренебрежения практикой, что было присуще схоластике. Бэкон образно сравнивал схоластов с пауками, которые вытягивают свою мудрость из себя, ничего нового не изобретают и не открывают. С другой стороны, Бэкон выступал и против эмпириков, пренебрегающих теорией. Он их сравнивал с муравьями, которые натаскивают вещи, факты, но не могут их переварить, понять.

Р. Декарт развивал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что, проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения. В сочинении «Рассуждения о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1642) Р. Декарт развивает метод, получивший название «Картезианское сомнение». Для того чтобы иметь твердый базис для своей философии, он принимает решение сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться. Он проявляет скептицизм в отношении чувств, отдавая предпочтение рациональному познанию. У меня может не быть тела, рассуждал Декарт, оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина – я мыслю, следовательно, существую – столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии». «Я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. В «Рассуждениях о методе» и «В правилах для руководства ума» Р.Декарт выдвинул четыре положения, которые необходимо соблюдать в процессе познания, чтобы достичь истины:

1) ясность и не противоречивость мышления;

2) расчленение исследуемого вопроса на столько частей, сколько это возможно и сколько нужно для лучшего их понимания;

3) всестороннее рассмотрение исследуемого вопроса;

4) движение мысли от простого к сложному.

Все эти положения необходимо соблюдать в процессе познания, но Декарт односторонне оценивал логическую сторону познания и отрывал ее от чувственной стороны. Он развивал учение о врожденности таких идей, как идея бога, идея духовной и материальной субстанции, ошибочно считал, что единственным источником истинных знания является разум.

Иное отношение к чувственному познанию развивал Д. Локк. Локка считают основателем эмпиризма. Эмпиризм Локка заключается в утверждении того, что все наши знания (возможно, исключая логику и математику) выводятся из опыта. В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690), вопреки Платону, Декарту и схоластам, Локк писал, что не существует врожденных идей или принципов, напротив, из опыта возникают различные виды идей; восприятие есть первый шаг к познанию.

И. Кант в сочинении «Критика чистого разума» (1781) пытался доказать, что, хотя никакое наше знание не может выйти за опыт, тем не менее, оно частично априорно (доопытно) и не выводится индуктивно из опыта. Априорные знания предстают, как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания разработали основы диалектического способа мышления, раскрыли содержание основных онтологических и гносеологических принципов диалектического мышления, сформулировали сущность основных диалектических законов. Показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.

Структура знаний, приобретенных в процессе познания, многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как «технология металлов», «технология химического производства», «теория экономических учений», «теория государства и права», «этика», «эстетика» и др.

Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов: знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человеке, о процессах мышления, познания. Соответственно, существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.

Различают знания по их соответствию действительности, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются как эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений, восприятий, представлений). При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений, которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей, полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.

1. Проблема познания мира в истории философии: агностицизм, рационализм, сенсуальлизм, эмпиризм, иррационализм.

2. Идеалистическая и материалистическая гносеология. Достижения диалектико-материалистической гносеологии.

3. Диалектико-материалистический принцип отражения. Субъект и объект познания. Активность и современная проблема субъекта познания.

4. Диалектический характер познания: уровни и формы. Взаимодействие чувственного и рационального познания и их синтез (интуиция).

5. Медицинский диагноз как специфическое конкретное проявление диалектики процесса познания. Методологическая культура медика.

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия. Тайна познания всегда волновала ум человека. Как человек познает окружающий мир? Существуют ли границы познавательных способностей человека и каковы они? Все эти вопросы и составляют предмет гносеология.

Гносеология (от греч. gnosis – знание, logos - учение) – раздел философии (теория познания) в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знаний к реальности. Исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его вероятности, истинности. Иногда этот раздел философии именуют «эпистемология» (от древнегреч. «эпистема» - знание, наука, «логос» - учение), но чаще под эпистемологией понимают исследование только научного знания.

Познание – это специфический вид духовной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире, а также на получение и производство знаний. Таким образом познание – это процесс знания – результат этого процесса. Знание – это информация о мире, которая существует в форме определенной субъективной реальности, идеальный образ действительности. Проблема познания в философии имеет свою историю. Большинство философских школ и течений придерживаются точки зрения принципа, что человек может правильно, достоверно познать мир таким, каким он является. Однако, существует и противоположная точка зрения, которая отрицает возможность познания или ограничивает его. Эта точка зрения (принцип) называется агностицизм (от греч «а» - не, gnosis - знание). Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Д. Юм и немецкий философ И. Кант. По мнению Д. Юма, нам не дано войти за пределы собственного сознания, поэтому вопрос о познании внешнего мира неправомерен. И. Кант считает, что в процессе познания, мы имеем дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной. Непознаваемую сущность И. Кант обозначил термином «вещь в себе». Современные агностики также считают, что невозможно выйти за пределы собственного сознания. Они доказывают, что существуют принципиально неразрешимые для науки проблемы о первопричине мира, сущности сознания, происхождения человека.

Рационализм – философская система, которая ставит в свою основу разум (от лат. racio - разум). Рационалисты считают, что органы чувств дают только поверхностные и иллюзорные знания, а в сущность вещей может проникнуть только мысль (разум): тем самым абсолютизируют роли мышления в познании. Яркий представитель данного направления Р. Декарт. Он считал, что только разум может достичь достоверности во всех областях знаний, если будет руководствоваться истинным методом. В качестве такого метода, он предложил – рационалистический. Другим представителем рационализации был немецкий философ И. Кант. Он исследовал: чувственность, рассудок и разум; выделил формальную и трансцензистальную логику. Г. Ф. Гегель – разработал диалектическую логику (т.е. логику разума).

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувства, ощущения) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Сенсуалисты утверждают, что только ощущения связывают нас с внешним миром и в них формируется основания, а мышление только классифицирует полученную информацию, не додовая ничего нового. Представители данного направления: Дж. Локк, который считал, что «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Ф. Бэкон, ДЖ Локк, Т. Гоббс. Ф. Бэкон различает 3 основные пути сознания:

1. «Путь паука» - получение истины из сознания.

2. «Путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без обобщения.

3. «Путь пчелы» - объединения обоих путей, способностей – опыта и рассудка, т. е. чувственного и рационального.

Приоритетом Ф. Бэкон считал опытное познание. А эмпирическим методом сформулировал – индукцию. Ф. Бэкон исследовал также глобальные ошибки познания. Известно изучение Ф. Бэкона «знание - сила».

Иррационализм – направление в теории познания, согласно которому основа познания – что-либо неразумное: интуиция, чувства, (от лат. irrationalis - неразумный). Представители: Л. Шестов, М. Бердяев, М. Лосский.

3) Диалектико-материалистическая гносеология берет начало у К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть ее в том, что она понимает познание как определенную форму духовного производства, как процесс отражения действительности. Процесс познания по К. Марсу и Ф. Энгельсу обусловлен социокультурными факторами и осуществляется человеком как общественным существом. С диалектико-материстических позиций, познание – это результат диалектического взаимодействия объекта и субъекта. Субъект познания – общественный человек – деятельный, активный, творческий, который включен в систему общественных отношений. Познание как процесс отражения мира в сознании человека осуществляется на основе и в процессе предметно-чувственной деятельности.

Материалистическая теория связана с пониманием познания как отражения действительности. Если принимать точку зрения материалистов о существовании материального мира за нашим сознанием и независимо от него, и если рассматривать сознание как идеальное отражение материального, то остается признать, что наши ощущения, восприятия, представления являются образами этого материального, т. е. наши знания, которые содержатся в ощущениях, восприятиях, представлениях, отражают материальный мир. Философы – материалисты древности, осмысливая сущность познания человеком мира, выдвинули гипотезу отражения. Ее суть заключается в следующем: предметы, которые объективно существуют, действуют на органы чувств человека и в результате, в его сознании возникают их образы, которые и есть знания о предметах.

Английский материалист Дж. Локк (XVII в.) рассматривал процесс образования знаний. Он считал, что все знания, идеи, исходят из чувственного опыта. При рождении человека его сознание – это чистая доска «tabula rasa», на которой ничего не написано, а по мере роста личного опыта, она заполняется – образами, которые отражают окружающий мир. Такой же точки зрения придерживались французские материалисты XVIII ст. подобные представления о познании, как отражении внешнего мира – целиком правильные, но ограниченные, т.к. не видели того, что познание – это процесс, в котором знание развивается, углубляется, усовершенствуется. Кроме того, теория отражения отводит человеку пассивную роль в познании. Она характерна для метафизического материализма, и недооценивала роль практики в процессе познания. Ведь человек не просто наблюдает мир, а целенаправленно его познает, ставит задачи по его практическому преобразованию. Поэтому отражение мира это не пассивный, а творческий процесс, в котором, человек берет из внешнего то, что отвечает его цели.

Диалектико-материалистическое осмысление принципа отражения ведет к пониманию того, что познание – это результат диалектического взаимодействия объекта и субъекта. Философы по разному понимают эти понятия.

Объективный идеализм за субъект познания принимает мировой абсолютный дух, который творит мир и познает его. Субъективный идеализм – сознание человека. Материалисты-метафизики под субъектом познания понимали реального человека, как природное существо, наделенное сознанием. А социальную сущность человека – не учитывалась, что ограничивало активность субъекта в познании.

Диалектический материализм под субъектом познания понимает общественного человека – деятельного, активного, творческого. Процесс отражения происходит как диалектическое взаимодействие субъекта и объекта, в котором ведущую роль играет субъект, активно преобразующий мир. Таким образом, процесс отражения мира в сознании человека осуществляется на основе и в процессе предметно-чувственной деятельности.

Структуру процесса познания составляют: объект, субъект познания, знания и условия познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познаёт. В роли субъекта познания могут выступать: человек, социальная группа, человечество.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В роли объекта познания могут выступать: мир, человек, общество, мышление, конкретно вещи, явления, процессы. В целом – объект это часть какой-либо реальности (объективной или субъективной).

Знание – это информация о мире, которая существует в форме определённой субъективной реальности, идеальный образ действительности.

Возможности человеческого познания.

Основные гносеологические позиции:

1. Гносеологический оптимизм – утверждает, что человеческое познание не знает границ и способно продуцировать надежные, основательные и достоверные знания.

2. Агностицизм – отрицает принципиальную возможность для человека иметь оправданные достоверные знания.

3. Скептицизм – высказывает сомнение, как в позитивных возможностях познания, так и в его полной несостоятельности.

Современная гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет 3 основных аспекта; т.о. познание это:

1. Процесс производства знаний, создания образов, моделей теорий реальности (это информативный аспект познания )

2. Стремление овладеть реальностью, проникнуть в её скрытые глубины (это волевой аспект познания )

3. Стремление достичь самого важного, позитивного для человека состояния совершенства (это смысловой аспект познания )

Следовательно, можно констатировать, что познание нельзя рассматривать однобоко, лишь с одной стороны. В реальности познание – это органический элемент человеческой жизнедеятельности, которое развивается от незнания к знанию от неполного знания к полному и надежному, ясному.

В общественном и индивидуальном развитии познания выделяют 2 основные стадии:

1. Стихийная, которая является достаточно консервативной, должным образом не осознанной;

2. Активная, действенная, которая является осознанной, сознательно организованной и направлена на специальное продуцирование знаний.

Виды познания:

1. Обыденно-практическое познание – опирается на повседневный жизненный опыт человека; оно является разнообразным по проявлением, но не расчлененным ни по содержанию ни по формам существования: тут эмоции переплетены со знанием, желанием, рациональное с иррациональным. Подобное познание характеризуется: узостью, здравым смыслом, многозначностью языка и др. Это больше знание как готовить, мастерить, использовать и т. д.

2. Художественное познание – очерчивает реальность через переживания и передает человеческое отношение к действительности. По содержанию оно условное, т.е. дает свободу проявлениям воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому, художественное познание иногда опережает ход событий, очерчивает их более многогранно, красочно и жизненно нежели наука.

3. Научное познание – является специализированным и специально организованным, культивируется через осознание роли, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной ступени достоверности знания.

4. Религиозно-мистическое познание источники его остаются для нас недостижимыми ни для контроля, ни для осознанного использования, но тем не менее значимость данного вида познания для человечества весьма велика.

5. Экстрасенсорное познание –интерес к нему возник в конце XXст., но оно также остается для нас во многом непонятным, и его природа для науки пока еще непонятна.

Следовательно, можно заключить, что познание представляет собой многогранный и сложный процесс, в котором проявляются как духовные способности человека, так и важнейшие жизненные интересы.

IV Диалектический характер познания: уровни и формы. Взаимодействие чувственного и рационального познания и их синтез (интуиция).

Диалектический характер познания проявляется в том, что это чрезвычайно сложный, развивающийся, противоречивый процесс, который находится в движении. Это бесконечное движение от незнания к знанию, от неясности и неполного знания к глубокому и ясному знанию. Это процесс бесконечного приближения к объекту, в котором объект никогда не исчерпывается полностью, до конца, т.к. реальность бесконечно разнообразна.

Исторически, в философии, по традиции выделяют два основные источника знаний – это чувства и мышление. Диалектический характер познания проявляется в тесной взаимосвязи чувственного и рационального познания. Указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом, а разум функционирует на основе той информации, которую поставляют ему органы чувств. И поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно говорить о них как о ступенях или (уровнях) познания. Каждая из этих ступеней (уровней) имеет свою специфику и существует в своих формах. Процесс познания разворачивается как движение от чувственного познания (живого созерцания) к абстрактному мышлению (рациональное познание) и от него к прак

Уровни и формы познания

Соотношение мышления и чувств рассматривают в гносеологии в учении о уровнях и формах познания. Первым, исходным уровнем познания является чувственное познание (живое созерцание). Оно предшествует абстрактному мышлению. Данное познание начинается с живого созерцания предметов и явлений окружающего мира. С помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса; человек воспринимает предметы и их свойства: форму, размеры, цвет, твердость, температуру, химические свойства и др. Органы чувств – это единые «каналы» которые открыты для информации об окружающем мире, которая поступает в сознание. Чувственное познание часто называют «перцептивным опытом». Чувственный уровень познания ещё не творит знание (поэтому, например, увидеть предмет или вещь – ещё не значит, её познать или понять). Органы чувств строго специализированы.

Чувственное познание осуществляется в формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – это отражение в сознании человека определённых сторон, качеств, отдельных свойств вещей, которые непосредственно действуют на органы чувств. Ощущения делятся на: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Как правило, ощущение – это простейшая форма познания, но именно ощущения играют важную роль, поскольку именно в них содержатся все исходные данных о познаваемых явлениях и предметах, поэтому ощущения являются основой для более сложных форм познания. Ощущения могут возникнуть только тогда, когда на органы чувств действуют объективно существующие предметы и явления. Вся психическая деятельность обусловлена внешним миром и имеет условно-рефлекторный характер. Без внешнего действия на нервную систему невозможен условный рефлекс, а, следовательно, невозможно и ощущение.

Более сложной формой чувственного познания является восприятие.

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех его сторон, синтез отдельных ощущений. Действительность в нём отображается полнее, разносторонне. Как целостный образ предмета, восприятие отражает не только его отдельные стороны и свойства а и связи между ними. Ещё более высокой формой чувственного познания, является представление.

Представление – это обобщённый чувственно – наглядный образ предмета, который возникает в отсутствии непосредственного его действия на органы чувств, на основе предыдущих ощущений и восприятия. Часто в представлении воссоздаются образы предметов, которые ранее непосредственно воспринимались. Это могут быть образы памяти (например, Купола Святой Софии) или образы воображения (представления), т.е. образы таких предметов и явлений, которые никогда ранее не воспринимались (например, герои литературных произведений).

Если сравнить представление и восприятие, то в представлении нет непосредственной связи с реальным объектом. Представление – это аморфный, нечеткий образ предмета, но в нём присутствует элементарное обобщение с выделением определённых общих признаков и отбрасыванием несущественных, оно содержит элемент абстрагирования. Абстрагирование и обобщение, которые содержит в себе представление , ограничено рамками наглядности – это всегда чувственный образ. Представления имеют огромное значение в процессе познания, так как в них обобщается и концентрируется прошлый чувственный опыт, как отдельных людей, так и всего человечества. В форме представлений аккумулируются и закрепляются знания, накопленные в процессе живого созерцания. На эти знания опирается человек в процессе мышления. Поэтому представление теснее чем ощущение и восприятие, связано с абстрактным мышлением и выступает как связующее звено между ним и чувственным познанием.

Гносеологический анализ знаний, которые содержат в себе ощущения, восприятия и представления, приводит к выводу, что с помощью живого созерцания человек получает правильные знания об окружающем мире. Агностики отрицают такую возможность и считают, что ощущения и восприятия имеют субъективный характер и необъективно отражает предметы, поэтому не могут дать достоверных знаний. В этом есть доля истины. Действительно ощущения имеют свои границы, т.е. далеко не все мы можем видеть, ощущать. Ощущения изменчивы, нестойки, относительны, поэтому не дают надежного критерия для разграничения существенного и несущественного. Можно привести массу примеров, когда ощущения ошибаются. Но органам чувств помогает мышление, которое находит ошибки и вносит коррективы в их показания.

Внутренняя природа явлений, их суть, законы развития, причинные связи остаются недоступными для чувственного познания. Поэтому процесс познания не исчерпывается чувственным уровнем и не останавливается на нём. Он идет далее: от живого созерцания к абстрактному мышлению, которое является вторым уровнем сознания.

Рациональное познание (абстрактное мышление) наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – активный процесс обобщения и опосредованного отражения действительности, который обеспечивает раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей этой действительности и выражения их в системах понятий.

Основными формами абстрактного мышления (рационального познания) являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это слова (термины), которые фиксируют существенные характеристики, обычно класса предметов (но иногда и отдельных уникальных предметов). Самые общие понятия (самые абстрактные – широкие по объему) – это философские понятия, категории. Например: «сущность», «бытие», «явление», «сознание» и т.д. Понятие имеет нечто общее с представлением, которое также отражает общие признак вещей. Но это совсем разные формы отражения. В представлении обобщаются первые признаки (единичные и общие, существенные и несущественные). В то время как понятие отражает только лишь коренные, сущностные, общие признаки и в нем отсутствует наглядность. Понятие существует в форме слова. В понятиях обобщаются и закрепляются все приобретенные человечеством знания, весь опыт. Каждая наука – это определенная система понятий. В медицине такую систему образуют следующие понятия: здоровье, заболевание, норма патология, этиология, патогенез и т.д. Понятия, сформировавшись на определенном этапе развития познания, не остаются неизменными. Они постоянно развиваются, их смысл расширяется, углубляется, на основе обобщения новых знаний, нового опыта.

Формой движения и развития понятий является суждение.

Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается через связь понятий. Например: человек – это сознательное существо. Каждая мысль утвердительная или отрицательная – это суждение. Суждение выступает в грамматической форме предложения. Суждения отражают любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. Значение суждений в процессе познания состоит в том, что в форме суждений отражается многообразие связей и отношений предметов и процессов материального мира.

Мыслить о чем-либо – означает создавать суждение. В форме суждений осуществляется движение, углубление, развитие наших знаний.

Формой получения новых знаний путём сопоставления суждений является умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления в которой, на основе сопоставления нескольких суждений, которые содержат определённые знания, образуется новое суждение с новыми знаниями. Особенностью умозаключения является получение опосредованного, выведенного знания, которое не дает чувственное познание. Так, невозможно путем непосредственного наблюдения установить природу заболевания. Это можно сделать только лишь на основе изучения симптомов, анамнеза, данных лабораторного исследования, которые формулируются в суждениях и на основе дальнейшего сопоставления этих суждений, т.е. на основе умозаключения. Умозаключение – средство познания внутренней сущности, необходимости явлений материального мира, законов их функционирования и развития.

В процессе мышления все его формы неразрывно связаны, взаимодействуют, переходят одна в другую. Без понятий невозможны – суждения, без суждений – умозаключения. Чтобы отобразить явление как единство многообразного, следует связать множество понятий, суждений, умозаключений в единую систему знаний. Следовательно, через взаимосвязанное движение понятий, суждений, умозаключений мышление отражает действительность.

Если сравнивать чувственное и рациональное познание, то можно сделать вывод об их качественном различии. Абстрактное мышление познает внутреннюю, сущностную сторону действительности. Чувственное познание – отражает внешнюю сторону явлений. Абстрактное мышление отражает общее в познавательных объектах, а чувственное наблюдение – одиночное. Чувственное познание дает непосредственное отражение действительности, а абстрактное мышление – опосредованно отражает её. И наконец, чувственное познание в отличие от абстрактного мышления – образно, наглядно.

Особой формой познания является интуиция , которая играет важную роль в развитии науки. Как правомерное средство познания, интуиция была рассмотрена у А.Бергсона, который считал её философским методом познания и противопоставлял интеллекту. Очень часто её ошибочно рассматривают как противоположность логике, мышлению.

В своё время Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Гегель целиком справедливо заметили, что интуиция – это не противоположность интеллекта, а его проявление, один из его элементов. Основа интуиции – знания и опыт. Интуицию можно рассматривать как способность постижения разумом истины, путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательства.

Рассмотренные выше уровни познания являются необходимыми, но недостаточными для познания в целом, каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки. Объединить их помогает синтезирующий уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают реальный вид.

Основные формы синтезирующего уровня познания:

Опыт – личностное сознательное проявление условий и обстоятельств как совпадения и несовпадения разумного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;

Эксперимент – исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях.

Практика – сознательно фиксируемый опыт применения теорий, учений, концепций в реальной жизни.

Таким образом, процесс познания развивается от чувственного до рационального и их синтеза, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям. Т.е. процесс познания развивается по спирали, эволюционирует, наращивается.

Рассмотренные выше уровни познания свидетельствуют о ведущей роли умственной активности человека в создании знаний и сознательной организации познавательных действий.


Похожая информация.


Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis - знание, и logos - учение), которая является одним из разделов философии.

Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека - вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины - мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

СУБЪЕКТ познания - это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

ОбЪЕКТ познания - это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
вторичные - различные проявления духовного мира людей;
третичные - свой собственный духовный мир.

В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание - это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях ГНОСТИЦИЗМА. Они, в свою очередь, базируется на следующих принципах:
1. ДИАЛЕКТИКИ, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики.
2. ИСТОРИЗМА – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления.
3. ПРАКТИКИ – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
4. ПОЗНАВАЕМОСТИ – быть убежденным в самой возможности познания.
5. ОБЪЕКТИВНОСТИ - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания.
6. АКТИВНОСТИ творческого ОТОБРАЖЕНИЯ действительности.
7. КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма - дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.

2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ - это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ - это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ - это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ - это мысль, в которой утверждается или отрицается что - либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

ИСТИНА - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина - это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина - это диалектическое единство абсолютного и относительного.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма - одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.

4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.

1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина - это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина - это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. - вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина - это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая - утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина - это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник - Ж. А. Пуанкаре). «Истина - это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
- субъективна и объективна (этот человек порядочный);
- абстрактна и конкретна (человек вообще - не существует);
- относительна и абсолютна (пример с атомом).

Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой "договор".
Заблуждение - ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь - намеренное искажение верного.

Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание - состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Именно в этом плане важна Интерпретация - вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

ПРАКТИКА - это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.

ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.

Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.

Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.

Рецензии

Скопировала....А вопрос один: сама философия - это наука или некое обобщающее знание?!

Я не обладаю никакой научной степенью. Своё видение жизни черпала не из традиционных источников. Поэтому уверена - Философия не является наукой, никогда ею не была и не будет.Философия не продуктивна и не направлена на преобразование мира явленного, земного. Некая непролазная тайга из словосочетаний.Привлекает лишь любителей погулять по лесу.:))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Способ существования человека - это деятельность, ибо только в деятельности и посредством деятельности человек создает необходимые для своего существования условия. Объектом этой деятельности выступает не только природная среда, но и общество, а целью - осмысленное преобразование природного и социального мира и удовлетворение на этой основе разнообразных потребностей. Достижение этой цели невозможно без широкой системы знаний о мире и обществе. Вот почему познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Познание - это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Уже это определение познания приводит нас к заключению о том, что познание для своего осуществления требует развитого сознания и культуры, содержащей социально значимые схемы деятельности и поведения человека. А это означает, что содержание познания, формы и способы его осуществления зависят от особенностей конкретно-исторических этапов развития общества и культуры. На ранних этапах антропосоциогенеза познание непосредственно включено в предметно-практическую деятельность человека, осуществляется в чувственно-образной форме и направлено на обобщение и осмысление непосредственного жизненного опыта. Это духовно-практическая форма познавательной деятельности, которая воплощается в обыденном познании или здравом смысле. На более поздних и развитых этапах исторического развития познание выделяется из структур практической деятельности в качестве самостоятельного вида духовного производства и приобретает духовно-теоретическую форму. На этом основании можно выделить мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное, философское и научное познание. В реальном процессе познания в качестве предмета познания выступали и выступают явления природы; социальный мир; человек, его внутренний мир.

Познавательную деятельность нельзя сводить только к акту мышления. В познавательном процессе участвует все сознание: чувства, память, воля, воображение. В познавательном отношении проявляется духовная активность человека, в нем присутствуют убеждения, вера, ошибки и иллюзии. Это является основанием для разнообразных, часто противоречивых, интерпретаций познания. Но как бы ни отличались друг от друга различные концепции познания, общим для всех их был вопрос о том, возможно ли познание, способен ли человек к содержательному и объективно значимому познанию. В этом вопросе - специфика философского подхода к проблеме познания, воплощенном в теории познания или гносеологии - специальном разделе философии, ориентированном на исследование познания. В рамках гносеологии рассматриваются также другие вопросы, тесно связанные с проблемой о познаваемости мира: проблема субъекта и объекта познания, проблема структуры познавательного процесса, проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания, проблема истины и ее критериев.

Познавательная проблематика присутствует так или иначе в любом философском учении, хотя и проявляется в разной мере. В самом общем смысле можно выделить классическую и неклассическую теорию познания.

Для классической теории познания характерно:

Критически обостренное отношение к знанию в обыденном смысле, к знанию, сформированному в предшествующую эпоху и в других философских системах;

Особо высокий статус научного знания;

Особо привилегированное положение субъекта познания, который рассматривается как несомненный и неоспоримый фундамент при построении системы знания.

Основные черты неклассической теории познания:

Особая трактовка критического отношения к традициям, учитывающая тот факт, что познание индивида опирается на предшествующий опыт и вписывается в него. Предполагается, что в коллективно выработанном знании может иметься такое знание, которое не осознается до определенного момента коллективным сообществом;

Происходит пересмотр привилегированного статуса научного знания; пристальное внимание уделяется также до- и вненаучным формам и типам знания, взаимоотношению обыденного и научного знания;

Пересматривается понимание статуса познающего субъекта, который понимается в качестве изначально помещенного в реальный мир; отсюда акцентируется проблем а раскрытия механизмов генезиса индивидуального сознания, оформления его субъективности, комбинированного подхода к пониманию индивидуального сознания и познания.

В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о познаваемости мира и адекватности полученных знаний объектам реальности в истории философии выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Сторонники первой позиции признают принципиальную познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных для этого способностей и средств и считают, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира. На позиции гносеологического оптимизма стояли Аристотель, Бэкон, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс.

Скептицизм: не отрицается способность познания, но ставится под сомнение. Причины: сложность познавательного процесса, специфика субъективных способностей человека и неоднозначность полученных результатов познания. У человека, по мнению скептиков, нет никаких средств, с помощью которых можно было бы установить наличие связи между нашими знаниями и предметами внешнего мира. На таких позициях стояли Пиррон, Секст Эмпирик, а в Новое время скептицизма придерживались Гассенди, Бейль, но, прежде всего, Юм, разработавший аргументированную систему скептицизма.

Идея скептицизма становится основанием, на котором возникает агностицизм - учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания действительности. Сторонники его (Беркли, Кант) отрицают способность человека к объективно содержательному познанию и сводят познание к сумме субъективных переживаний либо априорных конструкций, не связанных с объектами действительности.

Так в истории философии ставилась проблема познания, способы и средства решения которой образуют проблемное поле гносеологии, направленной на выявление статуса субъекта в познании, анализ структуры познавательного отношения, разработку форм и методов познания, исследование условий истинности полученных знаний. Как же эта проблема решалась в историко-философском процессе?

познание истина неклассический