Медицинский сайт

Черемуха душистая анализ. Анализ стихотворения «Черёмуха

Цели:

  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка,
  • формирование знаний о выразительном чтении стихов,
  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
  • развитие внимания, творческого воображения,
  • воспитание интереса к предмету и культуры общения.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели.

– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?

– Для чего вам это нужно?

– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.

2. Чтение учителем стихотворения.

– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.

– Какие чувства возникли в сердце?

– Какие картины возникли в воображении?

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

Чтение стихотворения учащимися.

3. Анализ стихотворения.

Анализ это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.

– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.

Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись , стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?

(2). Почему такое сравнение?

(3). Почему у поэта роса цвета мёда?

(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?

(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?

(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?

(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?

(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

4. Работа над словом.

– Объясните значение выражений:

  • роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
  • зелень пряная (с острым ароматным запахом),
  • проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
  • обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
  • вкрадчиво – осторожно, доверительно.
  • под кручею – под обрывом..

Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:

  • чтобы передать радость общения с природой;
  • чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
  • чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
  • чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).

5. Выразительное чтение стихотворения.

6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты )

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.

– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?

– Чем привлекла она внимание поэта?

– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.

– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)

– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

7. Коллективное чтение стихотворения.

8. Закрепление.

Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.

1 уровень.

– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

– Прочитайте понравившиеся строки.

2 уровень.

– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?

3 уровень.

– Какие краски можно использовать при создании картины?

– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?

9. Итог урока. Рефлексия.

Читать стих Сергея Есенина «Черемуха» легко и приятно, это по-настоящему весеннее стихотворение. Написано оно также весной, в 1915 году его опубликовали в журнале «Мирок». Как признавался сам поэт, написано оно было на одном дыхании под впечатлением от ярких красок пробуждающейся природы.

Основная тема стихотворения - тема природы. Лирического героя как такового здесь нет, как и в большинстве стихотворений Есенина, а только его собственные чувства, восприятие и отношение к происходящему. Читатель ощущает себя в центре повествования, а эмоции поэта становятся его собственными. Стихотворение передает настроение чего-то вечного, которое ощущается каждый раз весной. Скрытым мотивом становится мотив зарождающейся любви «черемухи душистой» и «серебряного ручья».

Текст стихотворения «Черемуха душистая» Сергея Александровича Есенина буквально пронизан эпитетами, которые передают настроение весны и ее запахи (душистая, медвяная, пряная), цвета (золотистые, серебряный), звуки. Черемуха и ручей «оживают» за счет олицетворения (черемуха кудри завила, ручей бежит, песенки поет). Использование рефрена (черемуха душистая) не просто придает лирическую певучесть стихотворению, но и определяет его главную героиню.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

«Черемуха» Есенина С.А.

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении « » поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены . Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, - олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом . Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре - в росе ), олицетворение (сползает , будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье - прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет , красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись» , золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

Филологический анализ стихотворений Сергея Есенина

«Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении. Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.

Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы ("Радугой тайные вести/Светятся в душу мою"). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.

У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.

2. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.

Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.

2) цельностью, т.к. у текста есть план.

1. Любование лирического героя приходом весны.

2. Думы о невесте.

3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так

как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.

3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.

4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);

5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и

научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.

6) Единством внешней и внутренней формы:

1.Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.

7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;

8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.

9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;

12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.

2.Внутрнення форма.

13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.

Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая

о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

3.Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно

разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение

Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки

текстуальности.

4 . Особенности языкового оформления.

а) Лексика.

Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.

б) Морфология.

В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.

Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.

в) Синтаксис.

Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.

5. Вывод.

Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

1915›

Анализ

    Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом .

Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.

Особенности языкового оформления .

1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер - ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.

Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.

    а) Лексика.

Слова, требующие толкования

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Круча – крутой спуск, обрыв.

Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.

Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.

Сравнение: ветки, что кудри.

Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.

б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е , з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я , р а з весившись, вес н о ю , п р я н а я , м едвя н а я , се р еб р я н ы й , песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю , р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т , вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др..

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

в) Морфемика.

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.

г) Морфология.

Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.

В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).

Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.

д) Синтаксис.

В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию (бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.

    Вывод. Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и, конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Список используемой литературы.

    Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов

Высших учебных заведений, М., «Академия», 2004, 192 стр.

    Интернет-ресурсы.

Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

Ассоциации, которые вызывает стихотворение;

Настроение, которое создает стихотворение

Мысли, которые оно вызывает

Факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

Рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

Суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

Цитата из стихотворения;

Отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна . Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение , что он хотел сказать своему читателю ?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение ?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр .

Эпиграмма (сатирический портрет)

Эпитафия (посмертное)

Элегия (стихотворение медитативного характера)

Ода (хвалебное)

Послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

Сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению :

сентиментализм романтизм

реализм символизм

акмеизм футуризм

3) Композиция .

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи - ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (), ямб (), дактиль (), амфибрахий(), анапест ().

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма - одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика : синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

Ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

Перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

Сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

7.Этап перечитывания и анализа стихотворения.

На какие картины можно разделить это стихотворение?

В стихотворении два героя - ручей и черёмуха. Черёмуха растёт на берегу ручья, и ветки её касаются воды.

Мы знаем, что в стихах Есенина природа описывается, как живое существо.

Прочитайте первые две строфы и скажите, какой характер у черёмухи в этом стихотворении?

Да, она гордится своей красотой. Это подчёркивается ритмом. Какой здесь ритм?

Как вы думаете, черёмухе хочется, чтобы её заметили, обратили внимание на её красоту, любовались ею? Докажите текстом.

Что значит «зелень пряная», «роса медвяная»?

Прочитайте эти строфы так, чтобы передать характер черёмухи, показать, что она переполнена красотой и ей хочется порадовать кого-нибудь.

Прочитайте третью строфу. Что происходит с ритмом? Меняется ли он?

Как это смог показать Есенин?

Почему изменился ритм? Чей характер передаётся с помощью ритма в третьей строфе?

Что помогает увидеть такой ритм?

Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье?

Прочитайте эти строки, подчёркивая эти звуки.

Какими ещё средствами пользуется автор, чтобы помочь нам представить яркую картину дня?

Найдите в тексте сравнения.

Какие ещё средства?

Что такое метафора?

Найдите метафоры.

Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего дня.

Прочитайте последнюю строфу, в ней тоже идёт речь о ручье. Откуда у «маленького» ручья берётся «гремучая волна»?

Чтобы понять это, прочитайте строфу, которую мы пропустили.

Почему после описания маленького ручья поэт вновь обращается к рассказу о черёмухе? Изменится ли что-нибудь, если изменить композицию стихотворения: сначала поместить все строфы, описывающие черёмуху, а затем две строфы о ручье?

В чём сюжетное отличие третьей и последней строфы?

Как это «вкрадчиво»?

Чьи отношения помогает раскрыть композиция стихотворения?

Как вы думаете, почему поэт описывает именно ручей, а не речку, озеро?

Какой приём использовал поэт, чтобы ожили ручеёк и черёмуха?

Если черёмуха похожа на юную девушку, то кого олицетворяет ручей?