Медицинский сайт

Основные этапы развития и особенности хозяйства первобытного общества. Три стадии развития общества Этапы становления и развития человеческого общества

Я закончил исторический факультет БГУ и поработал учителем истории в школе. История навсегда осталась моей страстью. Когда я вижу подобные вопросы, то с трудом сдерживаюсь от рассказа.

Неолитическая революция и первые государства

Человек современного вида начал формироваться миллионы лет назад. Основными его хозяйственными занятиями были охота и собирательство . Человек зависел от природы, был ее частью. Природные богатства обуславливали размеры человеческих коллективов, регулировали численность и расселение людей. С освоением некоторых видов животных и растений человек начал сам пытаться выращивать необходимое пропитание. Это был переломный момент человеческой истории, названный исследователями – неолитической революцией . Произошла она примерно в 5 тысячелетии до н. э. С развитием животноводства и земледелия появились излишки продукции, началось социальное расслоение, организация земледелия требовала создания административной системы управления. Все это привело к созданию в 3 тысячелетии до н. э. первых государств. Общество оставалось аграрным на протяжении последующих тысячелетий.


Рост капитализма и промышленности

Только в XV веке итальянские города-государства показали миру пример самодостаточной экономики основанной на торговле, ростовщичестве, по-другому говоря на развитых товарно-денежных отношениях. Торговля и банковское дело способствовали накоплению капиталов, которые впоследствии стали вкладываться в производство. С XVIII века это уже было механизированное производство с использованием станков. Нередкими стали случаи применения паровых двигателей. Началась промышленная эпоха. Она сопровождалась ростом уровня жизни, увеличением населения, развитием коммуникаций.


Информационное общество

Вершиной промышленного периода развития человечества стало освоение Космоса. Буквально через несколько десятилетий люди стали массово использовать компьютеры для работы, учебы, развлечений. Была открыта информационная эра в истории человечества . Теперь информация стала играть ключевое значение и в обществе, и в экономике. Подводя итог сказанному выше, я бы выделил следующие этапы развития человечества:

  • 5 тысяч лет до н.э. неолитическая революция ;
  • 3 тысячи лет до н.э. – образование первых государств ;
  • XV век – бурный рост капиталистических отношений ;
  • XVIII – XIX века – промышленная революция ;
  • середина ХХ века – освоение Космоса и информационная революция .

Таким образом, ключевые этапы в истории человечества определялись уровнем развития технологий, производства и характеризовались постепенным выходом человека из-под власти природы и увеличением его возможностей.

Социально-историческое развитие - чрезвычайно сложный, многосторонний процесс, совершающийся на протяжении достаточно длительного исторического периода и предполагающий экономические, политико-правовые, духовно-нравственные, интеллектуальные и многие другие компоненты, которые образуют некоторую целостность.

Трудность его заключается, во-первых, в выделении собственно социального аспекта, соответствующего предмету социологии как науки, и, во-вторых, в определении самого содержания социального развития в холе исторического процесса. Обычно социологи концентрируют внимание на социально-историческом развитии того или иного социального субъекта. Таким социальным субъектом может быть личность, конкретное общество (например, российское) или группа обществ (европейские, латиноамериканские общества), социальная группа, нация, социальный институт (система образования, семья), социальная организация или какие-либо их комбинации (политические партии, народно-хозяйственные предприятия, торгово- промышленные компании). Наконец, таким субъектом могут быть определенные тенденции, касающиеся всего человечества как социального субъекта.

В социологии наибольший интерес представляет социально- историческое развитие различных обществ как достаточно целостных социальных единиц. Понятно, что оно складывается из социально-исторического развития отдельных социальных групп, классов, других общностей, организаций, институтов, культурных образцов и т. д. Вместе с тем на каждом этапе социально-исторического развития общество представляет собой некоторую целостность, для описания и анализа которой обычно используются различные понятия, которые можно объединить в две основные группы — «тип общества» и «цивилизация». Эти понятия характеризуют особые качественные состояния общества на определенных этапах его социально-исторического развития.

- это система определенных структурных единиц — социальных общностей, групп, институтов и т. д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой на основе некоторых общих для них социальных идеалов, ценностей, норм.

Существуют разные классификации типов обществ. Наиболее элементарная классификация — это разделение обществ на простые и сложные , предложенное еще в XIX в. Г. Спенсером. С его точки зрения, общества со временем переходят от состояния неопределенной однородности в состояние определенной разнородности с растущей дифференциацией и интеграцией личности, культуры и социальных связей. Сразу скажем, что такое деление достаточно условно, поскольку самое «простое» общество — это очень сложный организм, очень сложная система. Тем не менее очевидно, что общества, относящиеся к первобытнообщинному строю, значительно проще организованы, чем, например, современное развитое общество.

Одно из наиболее распространенных ныне делений общества, сформулированное в свое время еще К. А. Сен-Симоном, О. Контом, Э. Дюркгеймом и многими другими социологами, — деление на традиционное и индустриальное общество. Понятие «традиционное общество» обычно употребляют для обозначения докапиталистических стадий развития, когда общество еще не имеет развитого индустриального комплекса, основывается главным образом на сельскохозяйственной экономике, в социальном плане малоподвижно, традиционные формы жизнедеятельности и образцы поведения передаются от поколения к поколению практически в неизменном виде. Индустриальное общество является результатом широкой индустриализации, которая порождает урбанизацию, профессиональную специализацию, массовую грамотность и общее повышение образовательного уровня населения. Это общество опирается прежде всего на промышленную экономику, развитую систему производственного и социально-классового разделения труда, рыночные отношения; оно динамично, для него характерны постоянные научно-технические и технологические изобретения и нововведения, высокий уровень социальной мобильности. Тему об особенностях индустриального общества продолжим в следующем параграфе.

Немецкий социолог Ф. Теннис ввел в науку еще одно важное разграничение — между общиной (Gemeinschaft) и обществом (Gese Use haft). Община характеризуется преобладанием неформальных, личностных связей между индивидами и небольшими группами, соседями, родственниками, друзьями, господством неформальных институций — социальных норм, ценностных ориентаций, образцов поведения, которые к тому же эмоционально окрашены. Общество же основывается в решающей степени на отношениях и связях иного рода. Их принцип — рациональный обмен, осознание полезности и ценности, которыми обладает, может или будет обладать один человек для другого и которые этот другой человек обнаруживает, осознает и воспринимает. В таком обществе преобладают формальные связи и отношения, установленные законодательным образом, хотя частично сохраняются и связи и отношения, типичные для общины. Общественное развитие представляется Теннисом как процесс возрастания рациональности, институционально оформленной, а направление развития — от общины к обществу.

Отметим еще одно подразделение типов общества. Известный современный философ и социолог К. Поппер делит общества на закрытые и открытые. Первые — это авторитарные, малоподвижные социальные организмы, не допускающие политической и социальной оппозиции властям, в них отсутствует свобода слова, свобода информации. Открытое общество — это общество демократическое, динамично развивающееся, открытое нововведениям, свободе слова и критике, легко приспосабливающееся к внешним изменяющимся обстоятельствам. Открытые общества, согласно Попперу, являются более развитым, более демократичным типом социального устройства, нежели общества закрытые.

И. Валлерстайн — один из ведущих современных западных социологов — считает необходимым выделение так называемых «исторических систем». Каждая из них основывается на определенном типе разделения труда, вырабатывает разнообразные институты (экономические, политические, социокультурные), которые в конечном счете определяют реализацию базисных принципов системы, а также социализацию индивидов и групп. Можно обнаружить разнообразные виды исторических систем, утверждает Валлерстайн. Одна из них — это капиталистическая мировая экономика (так называемый модерн), существующая уже примерно 500-600 лет. Другая — Римская империя. Структуры майя в Центральной Америке представляют третью. Существует несчетное количество малых исторических систем. Реальное социальное изменение, с точки зрения Валлерстайна, происходит тогда, когда осуществляется переход от одной исторической системы к другой. Исчезновение системы определяется не действием внутренних противоречий, а неэффективностью способа ее функционирования, открывающей путь более совершенным способам. Ныне существует ряд процессов, которые «подрывают базисные структуры капиталистической мировой экономики и тем самым приближают кризисную ситуацию», «наблюдается период конца исторической системы», главная особенность которой «состоит не в накоплении капитала, а в приоритете бесконечного накопления капитала». Что произойдет дальше? Мы находимся «в пункте системной бифуркации» и даже «незначительные на первый взгляд действия групп людей здесь и там могут различным образом изменить векторы и институциональные формы системы».

Выделение различных типов обществ позволяет с разных позиций, с разных точек зрения и в разных аспектах рассматривать социально-историческое развитие как многогранный процесс со множеством признаков и показателей.

Если подытожить эти и другие суждения социологов, а также историков, экономистов, философов, то в кратком схематическом виде можно выделить следующие основные социально-исторические типы обществ:

  • сообщества охотников и собирателей , существующие за счет охоты и сбора «даров природы»;
  • земледельческие общества , осуществляющие обработку земли и искусственное выращивание растений;
  • скотоводческие общества , основанные на разведении домашних животных;
  • традиционные общества , базирующиеся главным образом на сельскохозяйственном производстве и ремесленничестве. В них возникают города, частная собственность, классы, государственная власть, письменность, торговля;
  • индустриальные общества , экономика которых основывается в первую очередь на промышленном машинном производстве;
  • постиндустриальные общества , идущие на смену индустриальным. В них уже, как считают многие авторы, экономической основой становится не столько производство физических товаров, сколько производство знаний, информации, а также сфера услуг.

Данная типология в целом достаточно широко принята представителями социальных и гуманитарных наук разных стран. Нередко она используется для построения более детализированных и специализированных концепций социально-исторического развития.

С помощью понятия «цивилизация» в социологии, культурологии и социальной философии также выделяют различные типы социального и культурного устройства обществ. Но если понятие «тип общества» подчеркивает прежде всего характер социальных структур, социальных отношений и связей, то понятие «цивилизация» делает акцент на социально-культурных, духовных, религиозных особенностях разных обществ. Близок к этому понятию термин «культурно-исторический тип», который обосновал российский философ и социолог XIX в. И. Я. Данилевский. Он одним из первых социальных мыслителей пытался уйти от изображения социально-исторического развития как плоского линейного процесса и полагал, что народы формируют специфические культурно-исторические типы, существенно различающиеся между собой. Главными критериями выделения типов он считал «сродство языков », политическую независимость, территориальное, психоэтнографическое, религиозное единство, формы хозяйственной деятельности и некоторые другие признаки. К числу таких типов он относил: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский). Каждый тип проходит стадии своего жизненного цикла — зарождения, развития, расцвета, упадка (разрушения), после чего на передний план всемирно-исторического развития выдвигается новый культурно-исторический тип. С точки зрения Данилевского, уже несколько веков происходит становление славянского типа, славянской цивилизации, которой он предсказывал большое будущее. Несмотря на ряд теоретических наивностей и политический консерватизм концепция Данилевского давала нелинейное изображение социально-исто- рического развития, предполагала наличие исторических зигзагов, отступлений и даже значительного разрушения накопленных культурных ценностей.

Идея циклического развития цивилизаций позднее была продолжена в работах немецкого философа О. Шпенглера и особенно английского историка А. Тойнбы. Каждая цивилизация, но Тойнби (а он насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию, в том числе 13 основных), проходит замкнутый жизненный цикл — от зарождения до разложения и гибели. В настоящее время, по его мнению, можно выделить пять основных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, западную и русскую. Особое внимание он обращал на причины гибели цивилизаций. В частности, он считал, что «творческая элита», носитель жизненной силы данной культуры, в какой-то момент оказывается неспособной решать вновь возникающие социально-экономические и исторические проблемы, превращается в меньшинство, отчужденное от населения и господствующее над ним по праву сильной власти, а не авторитета. Эти процессы в конечном счете и разрушают цивилизацию.

В последние годы в отечественной социологии (и в целом в социальных и гуманитарных науках) понятие цивилизации получает все большее распространение при характеристике социально-исторического развития. Это связано прежде всего с тем, что господствовавшая в советском обществоведении марксистская концепция общественно-экономической формации все абсолютном значении была отвергнута подавляющим большинством обществоведов как излишне политизированная и упрощающая процесс социально-исторического развития. В настоящее время в отечественной научной литературе понятие цивилизации употребляется, как правило, в трех значениях:

  • достаточно высокая стадия социокультурного уровня того или иного общества, следующей за варварством;
  • социокультурный тип (японская, китайская, европейская, российская и другие цивилизации);
  • высший современный уровень социально-экономического, технологического, культурного и политического развития (противоречия современной цивилизации).

Эволюционные типы обществ

Для лучшего понимания общества, которое нас окружает и в котором мы живем, проследим развитие обществ с самого начала их существования.

Простейшие общества получили название обществ охотников и собирателей. Здесь мужчины охотились на животных, а женщины собирали съедобные растения. Помимо этого существовало только это основное разделение груда по половому признаку. Хотя в этих группах авторитетом пользовались мужчины-охотники, женщины-собирательницы приносили группе больше съестного, возможно, 4/5 всей добываемой пищи. Главную ячейку организации представляли род и семья. Основой для большинства взаимоотношений служили родственные связи по крови или браку. Поскольку семья в этих обществах была единственным явно выраженным социальным институтом, она выполняла функции, которые в современных обществах распределены между многими специализированными институтами. Семья раздавала своим членам пищу, учила детей (особенно навыкам добычи съестного), ухаживала за больными и т.д.

Общества охотников и собирателей были невелики и насчитывали обычно 25-40 человек. Они вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи. Эти группы были, как правило, миролюбивы и делили между собой пишу, что являлось необходимым условием выживания. Однако из-за большого риска гибели пищевых запасов и соответственно голода, болезней, засухи, эпидемий смертность у этих людей была очень высокой. Почти половина из них умирала в детском возрасте.

Общество охотников и собирателей самое эгалитарное по сравнению со всеми другими обществами. Поскольку пиша, добываемая на охоте и собирательством, быстро портится, люди не могут делать запасов, поэтому никто не может стать богаче другого. Правителей нет, и многие решения принимаются сообща. В силу того что потребности охотников и собирателей невелики и они не имеют материальных накоплений, у них остается гораздо больше времени для досуга, чем у других групп.

Все люди были когда-то охотниками и собирателями, и еще несколько столетий назад общества были довольно примитивными. В настоящее время их осталось всего несколько: пигмеи в Центральной Африке, племя сан в намибийской пустыне и австралийские аборигены. Социологи Г. и Дж. Ленски отмечали, что современные общества забирают все больше земель, которые дают пропитание для таких групп. Они полагают, что немногие оставшиеся общества охотников и собирателей вскоре исчезнут.

Примерно 10-12 тысячелетий назад общества охотников и собирателей начали развиваться в двух направлениях. Очень медленно, в течение тысяч лет, некоторые группы приручали и разводили отдельные виды животных, на которых они охотились, — в основном коз, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Другие группы стали заниматься растениеводством. Животноводческие общества развивались в засушливых районах, где было нецелесообразно выращивать зерновые культуры. Группы, избравшие этот путь, стали кочевыми, поскольку шли за животными на новые пастбища. Огороднические общества занимались выращиванием растений, используя ручной инструмент. Не испытывая необходимости покидать районы, где им хватало продовольствия, эти группы начали устраивать постоянные поселения. Огородничество, по-видимому, впервые возникло в плодородных районах Ближнего Востока. Примитивная сельскохозяйственная техника — мотыги и палки для проделывания в земле отверстий для семян — постепенно начала появляться в Европе и Китае. Вероятно, эти способы обработки изобрели независимо друг от друга племена Центральной и Южной Америки, но они могли распространиться из одного источника благодаря взаимопроникновению культур через неизвестные нам контакты.

Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Хотя процесс одомашнивания протекал чрезвычайно медленно, он ознаменовал фундаментальный разрыв с прошлым и изменил историю человечества.

Животноводство и огородничество преобразили человеческое общество. Создав возможность довольно надежного обеспечения продовольствием, эти виды хозяйства способствовали появлению множества взаимосвязанных новшеств, которые изменили почти все аспекты человеческой жизни. Поскольку запасы продовольствия могли обеспечивать больше людей, группы стали многочисленнее. Кроме того, пиши стало больше, чем необходимо для выживания. Благодаря излишкам продовольствия группы пришли к разделению труда: не всем нужно было производить продукты питания, поэтому одни стали жрецами, а другие занялись изготовлением инструментов, оружия и т.д. Это в свою очередь стимулировало торговлю. Когда группы, жившие в основном изолированно, стали торговать друг с другом, люди начали накапливать предметы, представлявшие для них ценность, — инструменты, разнообразные продукты питания и др.

Эти перемены создали предпосылки для социального неравенства, так как теперь одни семьи (или кланы) имели в своем распоряжении больше излишков и богатства, чем другие. Когда у групп появились домашние животные, пастбища, пахотная земля, драгоценности и другие товары, за обладание ими стали вестись войны. Войны в свою очередь породили рабство, так как было очень выгодно заставлять пленников делать всю черную работу. Однако социальная стратификация была ограниченна, потому что самих излишков было немного. Так как люди передавали свое имущество потомкам, богатство концентрировалось, а власть становилась все более централизованной. Появление вождей привело к изменению форм правления.

Вторая социальная революция , гораздо более внезапная и значимая, чем первая, произошла примерно 5-6 тысячелетий назад и была связана с изобретением плуга. Это изобретение привело к возникновению общества нового типа. Новое общество — аграрное — базировалось на экстенсивном земледелии, при котором почва обрабатывалась плугом на конной тяге. Использование животных для плужной обработки почвы было чрезвычайно эффективным: обширные площади могли обрабатываться меньшим числом людей и при вспашке земли в нее возвращалось больше питательных веществ. В результате стали образовываться значительные излишки сельскохозяйственной продукции, что высвободило множество людей для непроизводственной сферы. Перемены на этом этапе истории были столь глубоки, что его иногда называют зарей цивилизации.

Промышленная революция, подобно аграрной революции, тоже была вызвана изобретением. Она началась в Британии, где в 1765 г. впервые применили паровой двигатель. Уже до этого некоторые механизмы (ветряные и водяные мельницы) использовали природную энергию, однако большинство из них нуждалось в силе человека или животного.

Новый источник энергии дал толчок к возникновению индустриального общества, которое социолог Герберт Блумер определил как общество, в котором вместо силы человека или животного используются машины, работающие на горючем.

Рассмотрим некоторые социальные перемены, вызванные индустриализацией. Этот новый способ производства был намного эффективнее всех существовавших прежде. Увеличились не только излишки продукции, но и их влияние на группы людей, а также социальное неравенство, особенно на первой стадии индустриализации. Индивиды, первыми применившие передовую технологию, накопили огромные богатства. Заняв с самого начала ведущее положение на рынках сбыта, они могли контролировать средства производства (мануфактуры, машины, инструменты) и диктовать условия труда для других людей. К. этому времени образовался избыток рабочей силы, поскольку феодальное сельское хозяйство приходило в упадок и массы селян сгонялись с земель, которые веками обрабатывали их предки. Оказавшись в городах, эти безземельные крестьяне были вынуждены работать за нищенскую плату.

Однако рабочие постепенно добивались улучшения условий труда, как и другие социальные слои. В конечном итоге владение домом, автомобилем и широким ассортиментом потребительских товаров стало обычным явлением. Социальные реформаторы не могли предвидеть, что на последующих этапах развития индустриальных обществ рабочий будет иметь высокий уровень жизни. Прогресс, связанный с индустриализацией, в некоторой степени стер признаки социального неравенства. Усиление социального равенства началось с отмены рабства; перехода от монархии к представительной политической системе, для которой характерны право на разбирательство в суде присяжных и перекрестный допрос свидетелей, избирательное право, расширение прав женщин и меньшинств и т.п. Основная тенденция развития современных передовых индустриальных обществ состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу сервиса. Так, в США более 50 % трудоспособного населения работает в отраслях сервиса.

Как мы говорили на прошлых лекциях, история общества разделяется при рассмотрении на следующие стадии, этапы:

1. Начало процесса исторического развития общества , то есть образование исторических предпосылок общества, образование социального в недрах биологического , вообще природного . На этой стадии появляются предпосылки возникновения общества, но самого общества ещё нет.

2. Первоначальное возникновение общества. Сюда мы относим первобытнообщинный строй.

3. Формирование общества. Идёт процесс преобразования возникшим обществом унаследованной природной основы. Формирование общества включает в себя все классово-антагонистические формации.

4. Зрелость общества. Процесс преобразования унаследованной природной основы (имеются в виду земные условия, «земное лоно» истории) завершён. Природная основа в существенно преобразованном виде включена в качестве момента в процесс развития общества. Зрелое общество – коммунистическая формация.

Таковы стадии, этапы восходящего развития общества как «органического» целого. Первые два этапа уже были нами рассмотрены. Теперь мы приступаем к третьему этапу – этапу формирования человеческого общества.

В связи с тем, что мы рассматриваем логику всей истории, к становлению человеческого общества мы относим не только становление человека как биологического вида, но и становление человечества в общественном отношении.

На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ формируется и преобразует унаследованную природную основу. Конечно, уже его первоначальное возникновение было одновременно и определённым преобразованием природной основы. На предыдущей стадии возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения.

В чём же тогда состояла специфика формирования способа производства материальных благ и преобразования унаследованной природной основы на этапе формирования общества?

Если на этапе первоначального возникновения преобладали природные связи, природные условия, а способ производства, социальные источники развития возникали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происходит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Однако на протяжении всей стадии формирования унаследованная от досоциального развития природная основа ещё не полностью преобразуется социальным развитием. Чем ближе к началу стадии, тем меньше преобразована социальным развитием унаследованная основа. И наоборот, чем ближе к концу стадии, тем в большей степени природная основа включается в социальное развитие в качестве его момента.

Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало, в общем и целом (то есть с точки зрения истории всего человечества), зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым.

Процесс формирования общества с точки зрения развития производительных сил.

Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства, начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие.

С одной стороны, производство уже есть, оно развивается, средства к жизни в основном не добываются, а производятся. С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идёт борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей. С этой стороны люди ещё не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении – борьба социальных животных.

Если иметь в виду орудия труда, производства, то для стадии формирования производительных сил характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства».

«...Здесь, – пишут они, – выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчиняются продукту труда» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Тезисы о Фейербахе ).

Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», то есть произведённых орудий, когда они начинают завоёвывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) ещё не безраздельно, то есть когда этап развития этих орудий ещё не достиг полной зрелости.

Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда. На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причём – при господстве добычи – он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе.

Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вёл к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в конечном счёте в перспективе к выходу за рамки этой стадии.

Этапу формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда. Общественный характер труда существует здесь через своё разделение, расчленение, через своё, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном отношении, хотя и возникает на последней (капиталистической) стадии формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям капитализма.

На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. (То есть природа всё более и более преобразуется произведёнными орудиями труда, а не найденными в самой природе.) Специфически общественное отношение к природе всё более обособляется от природного отношения к природе и всё более преобразует последнее.

Вместе с тем в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причём уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе.

Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведённые орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчленённым.

На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойствами.

Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе.

Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического.

Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности, необходимость которой формируется с переходом к господству произведённых орудий труда.

Процесс формирования общества с точки зрения развития производственных отношений.

Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счёте под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс.

Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство, общественный способ производства . Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.

Наличие произведённых орудий производства обусловливает собственно производственные отношения. Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощённость человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».

Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво.

А именно, формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое в конце концов приведёт к устранению той и другой стороны этого противоречия.

Кроме того, производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их. Собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие.

Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, этап формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития . Этот этап в свою очередь сам разделяется на несколько стадий, о которых речь пойдёт позже.

Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определённом несовпадении стадии формирования производительных сил и стадии формирования производственных отношений:

  • Сначала возникает новая стадия производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии производственных отношений и при своём дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией производственных отношений.
  • Противоречие разрешается переходом либо к новой стадии производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путём вытеснения человека из сферы непосредственного производства).

Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на этапе первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества. Разрешение этого противоречия означает переход к этапу формирования общества.

Аналогичный процесс происходит с производственными отношениями и производительными силами, присущими всему этапу формирования общества. Производительные силы, соответствующие этапу формирования общества, начинают развиваться уже в недрах его первоначального возникновения, а производительные силы, соответствующие этапу зрелости общества, начинают развиваться на этапе формирования общества.

Формирование общества по отношению в первую очередь к этапу его первоначального возникновения представляет собой отрицание предшествующего развития общества.

Основная задача современной эпохи – борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции – в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политическом, но и в плане методологии исторического исследования она уже ныне должна рассматриваться в перспективе решения задачи построения коммунистического общества.

В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопоставление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали:

  1. первоначальное возникновение общества – первобытнообщинный строй – доклассовое общество;
  2. антагонистические, классовые общества – формирование общества;
  3. коммунизм – бесклассовое общество, зрелое человеческое общество.

Типы исторического процесса есть отрезки спиралевидного движения. Коммунизм представляет собой как бы возвращение к первобытнообщинному строю, но возвращение на новой основе и в преобразованном виде.

Этот виток спирали – заметим – наглядно показывает, какие грандиозные задачи стоят перед нами и какие грандиозные трудности предстоит нам преодолеть только лишь на пути отрицания общества эксплуатации, под гнётом которой человечество находилось многие тысячи лет на этапе формирования общества.

Формирование общества как отрезок витка спирали истории человечества есть процесс преодоления, отрицания первобытнообщинного строя. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всего этапа формирования общества имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Кроме того, отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности есть не одно только отрицание, а и утверждение, то есть создание в рамках отрицания предпосылок для его снятия, для установления уже не родообщинной и не частной, а общественной собственности, предпосылок коммунизма.

Мы исходим из того, что коммунизм есть история человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от неё как от предыстории; мы исходим из задачи построения коммунизма как из главной задачи. Следовательно, мы должны расчленить этап формирования общества на такие стадии, в различии которых учитывались бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности.

Стадии формирования чего-либо главным образом определяются тем, что формируется. То, что формируется, определяет и то, что не исчезает, а сохраняется от предшествующего развития. Поэтому с возникновением частной собственности (как особой совокупности производственных отношений), с её действием в качестве ведущего фактора развития членение истории должно осуществляться главным образом по историческим формам частной собственности, в какой бы мере ни сохранялись при этом пережитки первобытнообщинного устройства.

По самой сути процесса формирования то, что формируется, лишь к концу процесса завершает преодоление унаследованной основы. В течение всего процесса формирования то, что формируется, существует не на своей, а на чуждой унаследованной основе. То же самое верно и относительно исторических форм частной собственности: они существуют на чуждой основе, на основе, унаследованной от первобытнообщинного строя, и лишь в конце стадии формирования завершается преодоление основы, унаследованной от первобытнообщинного строя, и завершается образование основы, соответствующей частнособственническим отношениям. Полное преобладание частнособственнических отношений наступает лишь на стадии завершения формирования общества, то есть при капитализме.

Всякий процесс формирования разделяется на три стадии или периода:

  1. начальный период формирования, преобразования унаследованной основы;
  2. возникновение адекватной, новой основы;
  3. завершение образования адекватной, новой основы.

Таков, например, процесс формирования капитализма:

  1. мануфактурный период (период домашинного капиталистического производства);
  2. переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины ещё создавались мануфактурным, ремесленным способом);
  3. завершение перехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин машинами ).

В процессе формирования человеческого общества также следует выделить три периода.

1. Начальный период формирования человеческого общества. Сюда относится рабовладельческая общественно-экономическая формация. Частная собственность уже возникла, но она существует и развивается в общем и целом на основе естественно возникших средств производства, на основе непосредственного отношения людей к условиям производства и друг к другу, отношения, унаследованного от предшествующей стадии. Частная собственность остаётся подчинённой родообщинной, общинной собственности на землю. Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом общинным лишь в совершенно исключительных случаях.

2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности , – феодализм. Именно для феодальной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, то есть на естественно возникшее средство производства. Следовательно, частная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.

В чём же состоит переход к основе, адекватной частной собственности? Железные орудия возникают и начинают распространяться ещё до феодализма. Но земледелию, опирающемуся на широкое применение железных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные отношения.

В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимущественно на мягких землях и вполне могло происходить главным образом при помощи каменных орудий. Но если камень –по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то железо – по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предварительную обработку .

Широкому применению камня в качестве средства воздействия соответствует расчленение на производство средств добычи, и применение средств добычи, то есть добыча предметов потребления при помощи произведённых средств добычи. Расчленение же на производство средств производства и производство предметов потребления , возникающее вначале при употреблении в дело камня, становится на адекватную себе основу только с использованием железа (использование меди и бронзы может быть лишь переходным этапом между использованием камня и железа). Только с распространением использования железа в качестве материала для средств труда расчленение на производство средств производства и производство предметов потребления становится внутренне необходимым.

Широкое использование, а, следовательно, и производство железных орудий – сначала главным образом в земледелии – есть переход к основе, адекватной частной собственности.

3. Период завершения образования основы, адекватной частной собственности, – капитализм. Адекватная основа частной собственности не естественно возникшие, а произведённые средства воздействия. Феодальные общественные (в том числе производственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потребления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (естественно возникшему образованию).

Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потребления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребления), применение произведённых средств труда к уже произведённому в прошлом предмету труда. При капитализме впервые доминирует частная собственность на произведённые средства производства.

Главенствующим видом производства впервые становится промышленность , а не земледелие.

Промышленность как определяющий вид производства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой промышленности ремесло может определять весь общественный строй лишь в пределах того или иного отдельного сообщества, находящегося в исключительных условиях.

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны .

1918г. - начало 21в.

около 100 лет (менее века)

Державное сопернечиство, Вторая мировая война , изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций

Этапы развития. Первобытная эпоха - наиболее длительный период развития человечества. Она начинается с момента появления человечества на Земле (около 5 млн лет до н. э.) и завершается формированием классового общества и возникновением государства (IV-III тыс. до н. э.). Значительная часть истории человечества приходится на эпоху первобытного человеческого стада, когда человек еще практически никак не выделялась из животного мира. Завершается эта эпоха возникновением человека современного типа (примерно 100 тыс. лет назад).

Развитие первобытного общества делится на несколько этапов, но в целом имеет следующие признаки:

Низкие темпы развития производительных сил и медленное совершенствование их;

Низкие темпы развития общества;

Коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства;

Равномерное распределение и социальное равенство;

Отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

В истории известно несколько вариантов периодизации первобытнообщинного строя. Чаще всего пользуются археологической схеме - эпохи связывают с материалами, из которых изготавливались орудия труда:

каменный век: 5 млн лет назад - конец III тыс. до н. э.;
бронзовый век: конец III тыс. - I тыс. до н. э.;
железный век: i тыс. до н. э.

Первые государственные образования возникают уже на последних двух этапах, поэтому хронологически эпоха первобытного общества совпадает с эпохой каменного века.

В нем можно выделить три периода:
1) палеолит (древний каменный век): 5 млн - 12 тыс. лет до н. э.;
2) мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.;
3) неолит (новый каменный век): 8-3 тыс. лет до н. э.

В разных частях мира, в разных племен и народов появление определенной формы труда и общественной жизни происходит в разные периоды. Однако их объединяет ряд общих черт: хозяйство присвоения (пользование природными благами) и коллективная, общинная собственность на средства производства.

Хозяйство периода палеолита. Первыми формами хозяйственной деятельности человека в период палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки свидетельствуют о том, что охота мало отрядный и специализированный характер. Основным орудием труда на охоте был копье, охота было коллективным. Собирательство дополняло бедный рацион первобытного человека питательными злаками и корнями.

Умение изготавливать орудия труда было основной чертой, которая отличала человека от животного. Первые каменные орудия, по мнению археологов, появились примерно 2,5 млн лет назад. Ими можно было отрезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Таких орудий было немного; человека, которая изготовляла их, назвали человеком умелым (homo habilis).

Новый тип передлюдини - питекантроп (обезьяночеловек) - появился почти 1 млн лет назад. Несмотря на шерстный покров, низкий лоб и сильно выступающие вперед надбровные дуги, это была существо прямоходящий. Мозг питекантропа имел объем 900 куб. см, а руки были способны выполнять простейшие трудовые операции: рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделять туши. В этот период археологи выделяют набор орудий из 30-40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200-40 тыс. лет до н. э.) появились треугольные, пластические и заостренные наконечники, рубила, копья.

Во времена, когда жили питекантропы, начался ледниковый период, который еще больше ускорил развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность, чтобы выжить в различных климатических условиях. Питекантропы жили в холодных регионах Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, в пустынях Африки. Существовали в относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.

Только с образованием ледников снизился уровень Мирового океана и между разделенными водой участками суши возникли сухопутные "мосты", по которым люди смогли проникнуть на новые территории. Суровый климат научил людей использовать природный огонь, а затем и добывать его, что сразу отделило их от природного мира. В их жилищах были костры, выложенные камнем, где днем и ночью горел костер, на котором готовили пищу. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека. Огонь стали использовать для защиты от зверей и на охоте. Добывание огня становилось важным хозяйственным задачам, а борьба за огонь - часто была причиной конфликтов и столкновений между соседними человеческими коллективами.

Около 200 тыс. лет назад сформировался неандертальский тип человека - человека разумного (homo sapiens). Она мало чем отличалась от современного человека (объем мозга в некоторых неандертальських форм был больше, чем в среднем в современной человека), хотя еще была грубого состава, имела низкий лоб и выпяченное подбородок, ее структура мозга оставалась относительно примитивной.

С окончанием ледникового периода и установлением климата, близкого к современному (35-10 тыс. лет назад), началось утверждение человека современного. Использование огня для приготовления пищи, усовершенствование орудий труда, а также первые попытки упорядочить межполовые отношения существенно изменили физический тип человека. Именно в это время завершился процесс антропогенеза - преобразования передлюдини в человека разумного. Именно тогда, наверное, в результате приспособления к природной среды сформировались существующие и сейчас европеоидная, негроидная, монголоидная раса. Люди заселили все континенты, проникли в Австралию и Америку. Общая плотность населения составляла 0,1 человека на 1 кв. км, а его численность вряд ли превышала 2-3 млн человек.

Наряду с совершенствованием орудий охоты, которое оставалось основным видом деятельности, появились каменная зернотерка, пестики для растирания зерна, орехов, корней, кремневые наконечники. Начали более тщательно обрабатывать кости. Среди археологических находок есть кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иголки с ушком, шила и т.д. Костяные изделия украшали резьбой - орнаментом или изображением животных, что, по мнению первобытных людей, придавало особую силу. Сегодня в археологических музеях представлено около 150 видов каменных и 20 видов костных орудий эпохи палеолита.

Именно на этот период приходится и оседлость людей, удостоверяющих найдены следы тривалочасових поселений этого периода. В них люди жили от нескольких месяцев до сотен лет. Жильем служили землянки, шалаши, переносные палатки - чумы, а также большие общинные дома. Найдены украшения, которые дают возможность воссоздать одежда этого времени.

На смену первоначальному обществу в эпоху позднего неолита пришла родовая община, которая объединяла людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий труда, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

До возникновения семьи родовид устанавливался по материнской линии. Женщины в этот период играли ведущую роль в хозяйстве (матриархат). Однако реальная власть в общине принадлежала старейшинам - мужчинам в возрасте 40-50 лет - и основувалася на их опыте, силе, интеллектуальных и эмоциональных предпочтений. Было исключением, когда не прислушивались к советам вождей или не выполняли их приказов. Матриархат просуществовал до времени распространения металла.

В конце палеолита резко сократилась численность крупных млекопитающих животных, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к сознательного ограничения роста населения. Было так, что интервал между рождением составлял не менее чем три года. Если дети рождались чаще, их убивали, нередко убивали также одного из близнецов. Впервые в истории человечества появились общественные запреты - брака в середине рода (экзогамия). Четче стала социальная организация общины: взрослые мужчины, женщины и дети. Переход от детства во взрослую группу сопровождался специальными обрядами. Эти обстоятельства, наверное, меняли хозяйственную жизнь.

Экономическое развитие мезолитических племен. Для мезолита характерными были отступление ледника на север и наступления, по выражению геологов, современной эпохи. Охота и изменение климата привели к изменению фауны. Исчезновение части крупных животных заставило совершенствовать орудия охоты. Важнейшим из достижений этой эпохи стало изобретение лука, оружия для дальнего боя, что дало возможность более успешно вести охоту на зверей и птиц. Люди научились делать силки, решетки, ограждения, охотничьи ловушки. Стало развиваться рыболовство, которым занимались с помощью гарпунов, сеток, остов. Долбление лодок с помощью каменного топора дало возможность развивать морской звіробійний промысел. Начали приручать животных.

Поиски и освоение первоначальными общинами источников питания, меньшая зависимость от природы обусловили уменьшение переселений с места на место. Первые признаки регулярного сбора некоторых злаков, а также оседлости найдены в Палестине. Здесь в X-IX тыс. до н. э. жили охотники и рыбаки, которые уже не кочевали, а длительное время проживали на одном месте. Жили они в поселениях с небольших круглых домов, заглубленных немного в землю и обмазанных глиной, смешанной с песком и камешками. Пол устилали каменными плитами. В эпоху мезолита завершилось заселения Євразії. Люди все дальше проникали на север к берегам Балтики и Ледовитого океана. Зарождается пиктографии (малюнкове письмо). Люди научились фиксировать, хранить и передавать информацию.

В эпоху мезолита был накоплен значительный запас информации, знаний по метеорологии, медицине. Были известны трепанация черепа и ампутация поврежденных конечностей. Широко применяли гипноз.

В период мезолита внутри рас выделились ветви: в европеоидной - южная и северная, в монголоидной - азиатская и американская, в негроидной - африканская и австралийская. Начался процесс формирования народов. Усиливалась различие в темпах и характере хозяйственного развития отдельных человеческих сообществ.

Неолит стал периодом завершения перехода к высших форм присвоювального и перехода к воспроизводственного хозяйства, т.е. основанного на производстве материальных благ, необходимых для жизни и деятельности людей. Структура присвоювального хозяйства принципиально отличалась от структуры воспроизводственного хозяйства. Основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Впервые появилась возможность постоянно, а не эпизодически, как раньше, получать дополнительный продукт.

Неолитическая революция. Развития производительности труда способствовали первый (земледелие и скотоводство) и второй (выделение ремесел из сельского хозяйства) общественные разделения труда, что, в свою очередь, способствовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности. Эти переходы в историко-экономической литературе называют неолитической революцией.

Прогрессом в развитии производительных сил стал переход к возделыванию земли. Приемы и техника земледелия были очень примитивны: вскапывали землю деревянными палками и мотыгами; жали серпами с кремінним лезвием; зерна растирали на каменной плите или в зернотерці. В период неолита люди освоили практически все известные в современный период сельскохозяйственные культуры. Предполагают, что первые очаги земледелия как самостоятельная отрасль хозяйства зародились в Передней Азии. Современные археологические и палеоботанічні находки дают основание говорить о четыре самостоятельные наиболее древние очаги происхождения культурных растений:

1) Передняя Азия, где уже в VII-VI тыс. до н. э. культивировали полевые злаки - ячмень и пшеницу;

2) бассейн реки Хуанхэ, где в IV-III тыс. до н. э. выращивали китайское просо (чумизу), рис, гаолян;

3) Центральная Америка, где в V-IV тыс. до н. э. начали выращивать бобы, перец, а в III тыс. до н. э. - маис (кукуруза);

4) Перуанское нагорья, где в III тыс. до н. э. выращивали перец, хлопчатник, бобы и другие растения.

Постепенно совершенствовалась агротехника. В IV тыс. до н. э. в земледелии возникли такие формы, как обработка постоянных участков и залежей неполивных (богарных) и даже поливных (ирригационных) земель. В ряде регионов (в Европе, Западной и Средней Азии) наметился переход от ручного земледелия к пахотному.

Важной отраслью хозяйства стало скотоводство, хотя распространено оно было неравномерно и сформировалось с охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые кормили малышей диких животных и, играя с ними, приручали их. Первыми домашними животными стали овцы, козы, коровы и свиньи. Скотников (пастухов) племена жили в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии. Европа была зоной преимущественно растительного земледелия с стійловим скотоводством.

Древнейшим ремеслом было гончарство. Глиняная посуда дал возможность человеку значительно улучшить приготовления и хранения пищи. Усовершенствование пищевых технологий становилось важным фактором экономического развития. Гончарный горн (печь для обжига глиняных изделий) впервые изготовили на Востоке. Гончарный круг известен с IV тыс. до н. э. Его появление значительно повысила производительность труда и позволила улучшить качество глиняной посуды.

Другим старинным ремеслом было ткачество - изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого выращивали лен, крапиву, другие культуры, разделяли волокна, сукали их, пряли, производили веревки и нитки. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для пошива одежды и нужд домашнего хозяйства, шили мешки, сумки.

На территориях современных Индии, Египта, Передней Азии в VI-IV тыс. до н. э. зародилось металлургическое производство. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь, наверное, самородная. Прочностью она уступала камня, но при нагревании из нее можно было сделать иглы, шило, рыболовный крючок. Из меди изготавливали различные украшения. В III тыс. до н. э. уже знали более твердый металл - бронзу (сплав меди с оловом, свинцом, что придавало ей твердости). Она быстро распространилась во всем Древнем мире, кроме Америки. Сначала плавили металлы на костре, потом руды нагревали в смеси с древесным углем в плавильных печах.

Значительно продвинулась вперед техника обработки камня. Его шлифовали, резали, сверлили. Каменные орудия - мотыга, зернотерка, ступка, лезвия для серпов, ножей, кинжалов - изготовляли из кремня. Иглы, шила, ложки делались из кости, в том числе из слоновой.

На границах племен с различной хозяйственной ориентацией, а позже и внутри племен, все интенсивнее развивался обмен. Однако всеобщего эквивалента хозяйственная практика еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства и обращения, то есть о создании отдельных продуктов в количестве, превышала потребности семьи и общины и предназначалась для обмена с другими общинами, о формировании рыночных отношений, хотя в довольно примитивной форме. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

С переходом к оседлости резко изменилась количество людей, которые, проживая рядом, начали смешиваться. Община охотников была небольшая, около или чуть более 20 человек. Она могла расти только при наличии достаточных запасов пищи. Переход к производящего хозяйства привел к заметному увеличению размеров общин, к возникновению территориальной общины, которая представляла собой постоянные поселения, насчитывающих десятки, а то и сотни жилых домов, культовых сооружений, мастерских. Жильем служили глиняные здания. На рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 человек на 1 кв. км. Впервые в истории наметились тенденции семьи многодетности. Выросла продолжительность жизни. В обществе закрепляются законы патриархата.

Неспособность удовлетворить растущие потребности человека и общества, производительность в производстве привели к вытеснению каменных орудий труда, поэтому они исчерпали свой потенциал в IV тыс. до н. э. Начался переход к очередному этапу - неолита (медно-каменный век). В этот период материалом, который преимущественно использовали, становится металл - сначала медь, железо, потом бронза, с i тыс. до н. э. - сплавы железа и его производных, а именно чугуна и стали.

Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (систем орошения и плугового земледелия), усиление имущественного неравенства, средства частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства.

Совершенствовались знания, появились первые, пока еще примитивные счетные системы. Это были связка соломы, ряд ракушек, веревка с завязанными на ней узелками. В первоначальной Европе обычно для расчетов использовали камни: слова "калькулятор", "калькуляция" происходит от латинского calculus - камень.

Рост земледелия и каждый раз интенсивнее земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В конце неолита изобретено колесо и начал развиваться колесный транспорт. Затем состоялась чрезвычайной важности событие - возникла первая в истории человечества письменность. Это стало чертой, которая отделила первоначальную историю от эпохи цивилизации.

Разрушение первобытного общества во многих регионах мира происходило в разные времена. Отличительными были также модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тыс. до н. э. в Месопотамии, а затем в Єгипті возникли первые государства.