Медицинский сайт

Валентин пикуль нечистая сила правда и вымысел. «Нечистая сила».Валентин Пикуль

(Участник конкурса рецензий и все такое. Прислушавшись к замечаниям строгих критиков, добавила несколько слов про особенности художественного стиля и актуальности книги в наше время.)

Я вообще люблю творчество В.С. Пикуля. Его исторические произведения легко читаются, быстро запоминаются. В свое время благодаря его книгам я успешно сдала экзамен по истории на 4 курсе университета, что ещё больше прибавило писателю веса в моих глазах. В своих книгах Пикуль перенял эстафету из рук Карамзина и успешно доставил ее современным читателям, передав будущим поколениям. Его целью было составить своеобразную художественную историческую энциклопедию от 16 века до современного времени.

Автор был влюблен в русскую историю и к каждой книге собирал столько материала, что текст потом приходилось урезать втрое, оставляя только самое основное. В свое время его произведения были так популярны, что при продаже одного из его новых романов «Фаворит» толпа напиравших покупателей выдавила стекла в книжном магазине. Но не этот роман писатель считал своим шедевром. Главной творческой удачей для него был роман «Нечистая сила», повествующий о предреволюционных годах 20 века. Издан был роман с огромными купюрами в 1979 году, а полное издание увидело свет лишь через 10 лет.

В предисловии Пикуль писал, как тяжело было опубликовать эту книгу, как ему угрожали, не упомянул только о том, что был за нее жестоко избит. Что же было этому причиной? Сам автор объяснил это в последующих переизданиях кратким предисловием, где сказал, что жулье и коррупционеры современных ему времен легко узнали себя в жулье и коррупционерах времен дореволюционных.

Пикуль всегда говорил, что изучение истории позволяет не только узнать прошлое, но и понять настоящее, и даже предвидеть будущее. Именно поэтому в своем последнем интервью 1990 он чрезвычайно точно предсказал все будущие проблемы России и откровенно не разделял восторгов по поводу грядущих реформ и демократии ("Я Тосе сказал тогда: "Вот произошла революция и полезла на трибуны всякая дрянь. Ничего. Чем больше они наболтают, тем меньше напишут"). Говорил он и о важности исторической памяти, о том, что человек, своей истории не помнящий, обречен снова и снова наступать на старые грабли, повторяя прошлые исторические ошибки.

В романе «Нечистая сила» с беспощадной точностью описаны все раковые опухоли, разъедавшие Россию: и небывалый расцвет мистицизма и клерикализма, и вопиющий непрофессионализм рвущихся во власть карьеристов, и повальное разграбление государственного бюджета, и наплевательское отношение царской верхушки к собственному народу, на который были свалены все налоги и тяготы войны с Японией и Германией. Разумеется, рыба гниет с головы, поэтому первопричину возникшей ситуации Пикуль видел в личности и характере Николая Второго. Автор прослеживает правление последнего русского царя от коронации и Ходынки до отречения от власти и революции, отмечая его удачи и неудачи, называя прямых виновников политических провалов и ошибок.

Однако главное место отведено именно «нечистой силе» – роковому стечению обстоятельств, приведших к царскому трону тобольского хлыста Распутина, явившегося настоящим символом гибели царской России. Мне приходилось видеть в институте новые учебники по истории, где «старец Григорий» рисуется чуть ли не святым подвижником. К счастью, дальше института эти учебники не пошли, но сама тенденция «обелять добела черных кобелей» уже настораживает. Вспомнить хоть доску памяти уморившего 4 тысячи русских голодом в концлагерях генерала Маннергейма, который душил Ленинград кольцом блокады, или фильм «Адмиралъ», где стыдливо умалчивается о том, как храбрый адмирал Колчак после революции стал одним из командующих армии воюющей против русского народа Антанты, создал военную диктатуру на трупах не только большевиков, но и мирных жителей, а также косвенно участвовал в разграблении России Англией и Канадой, поскольку во время его правления из России был вывезен практически 2/3 ее золотого запаса. Таким образом, последующие разруха и голод 20-30 годов имеют свои имя и фамилию, и восхищаться таким человеком может только враг России.

Много, много подобных имен и фамилий будет в романе «Нечистая сила», и каждому будет воздано по заслугам. Самое же интересное - чуть ли не каждому герою книги можно подобрать прототипом современного исторического деятеля. Провокатор и скандалист Пуришкевич - В.В.Жириновский. Монах Илиодор - протодьякон А.В.Кураев. События книги с какой-то мистической беспощадностью рисуют нам картину России современной. Я не знаю, дождемся ли мы вагонов с иконками, посылаемых на фронт вместо снарядов, и бандитских погромов, имеющих религиозную подоплеку, но проигрываемые из-за тотальной коррупции и разложения армии войны, бесправность бедного населения перед власть имущими, упадок нравственности, полная деградация в искусстве (взять хотя бы современное русское кино), задыхающаяся экономика и умирающая социальная составляющая страны (медицина, образование, пенсии) - не оставляют ни малейшего шанса на успешный конец существующего порядка вещей и государственного строя. Именно об этом и пытался сказать автор, написавший этот роман ещё в период брежневского "застоя".
Пикуль кропотливо работал над текстом своих произведений. Он с гордостью писал, что его собрание исторических документов и фотографий составляет целую библиотеку и все чаще на письма историков, предлагающих свою помощь и перечень нужных документов и книг, ему приходится отвечать: "Спасибо, у меня уже все это есть".

Романы Пикуль писал своеобразно. Он редко следовал приему историчности в диалогах персонажей, справедливо полагая, что современный читатель просто-напросто не поймет всяких "понеже" и "бяше". Зато весьма был внимателен к изображению исторических событий и характеров героев. В текст любого романа Пикуля включены целые отрывки из настоящих исторических документов и мемуаров, так что мы можем буквально слышать голоса прошедшей эпохи. Отрывки эти иногда отличаются по стилю и взгляду на те или иные события (этот авторский прием один из критиков назвал «калейдоскопным видением»), что помогает нам взглянуть на обсуждаемое явление с разных точек зрения. Кроме этого приема, можно назвать ещё один – Пикуль не умеет писать скучно и заумно, его книгу может с интересом читать даже современный школьник.

Я настоятельно советую прочесть этот роман всем – взрослым и школьникам. Это роман-предупреждение, роман-пророчество о том, что может случиться со страной, если во главе ее станет неподходящий человек, чья власть при этом будет абсолютной.

13 июля 1928 года родился советский писатель, автор исторических романов и повестей Валентин Пикуль.

К 1970-м годам в Советском Союзе полным ходом шел процесс перерождения творческой интеллигенции. Писатели, артисты, художники, чьими предками были рабочие и крестьяне, продолжая создавать по заказу партии идеологически верные произведения, за кулисами с большим удовольствием примеряли на себя образы высокородных дворян, отделенных от плебса высоким происхождением.

В творческих компаниях, куда был открыт вход только избранным, стало модно сожалеть о «России, которую мы потеряли». До выхода этого слогана в открытое общественное пространство оставалось еще более десятилетия, однако те, кто в будущем понесет идею в народные массы, контуженные перестройкой, уже «созрели».

Еще далеко было до канонизации Романовых, но продвинутые советские творцы были уже морально восторгались «невинно убиенным Николаем Романовым, его супругой и детьми». С учетом неоднозначности царской четы, упор в этих «кухонных покаяниях», разумеется, делался на расстрелянных детях.

И вот, в тот момент, когда «подпольная реабилитация» Романовых в творческих кругах набирала обороты, грянул гром.

Не станем думать, что у Николая II не было идеалов. Совершенно непонятно - почему, но этот идеал он обратил в прошлое Руси: император проповедовал при дворе культ своего предка - Алексея Михайловича (ошибочно названного в истории царем «тишайшим»). Зимний дворец бессмысленно копировал угасшее в веках царствование второго Романова! Граф Шереметев, видный знаток боярской старины, выступал в роли режиссера костюмированных балов, которые устраивались с азиатской пышностью. Николай II любил облачаться в древние бармы, а царица играла роль красавицы Натальи Нарышкиной. Придворные в одеждах московских бояр пили, морщась, дедовские меды и говорили: «Редерер все-таки лучше!» Вошли в моду «посиделки боярышень» - девиц и дам высшего общества. Подпевая своему властелину, министры перестраивали служебные кабинеты на манер старинных хором и принимали в них царя, сохраняя при этом неуклюжие формы этикета XVII века… В телефонных аппаратах странно звучали древние славянизмы: понеже, бяше, иже, поелику… Царю же эти спектакли безумно нравились.

«Кровавое царствование - и самое бесцветное»

В эпоху перестройки книги писателя Валентина Пикуля превратились в настоящие бестселлеры. Иной взгляд на русскую историю, далекий от классических советских канонов, вызывал у читателей колоссальный интерес. Но среди романов Пикуля издатели предпочитали стороной обходить тот, который в сильно сокращенном виде в 1979 году был издан под названием «У последней черты». Настоящее же название, данное автором - «Нечистая сила. Политический роман о разложении самодержавия, о тёмных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола; летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями; а также достоверная повесть о жизни и гибели „святого чёрта“ Распутина, возглавлявшего сатанинскую пляску последних „помазанников Божиих“».

Николай II имел в быту репутацию un charmeur (то есть очарователя)… Милый и деликатный полковник, умеющий, когда это надо, скромно постоять в сторонке. Предложит вам сесть, справится о здоровье, раскроет портсигар и скажет: «Пра-ашу вас…»).… Но именно царствование Николая II было самым жестоким и злодейским, недаром же он получил кличку Кровавый. Кровавое царствование - и самое бесцветное. Картину своего правления Николай II обильно забрызгал кровью, но безжизненная кисть царя не отразила на полотне ни одного блика его самодержавной личности.

Всероссийский Гришка

В начале 1970-х годов Пикуль взялся за тему, казалось бы, изученную, но, как ни парадоксально, малоизвестную. Правление последнего русского императора в СССР всегда рассматривалось исключительно сквозь призму деятельности революционеров.

Пикуль отодвинул в сторону эсеров, большевиков, меньшевиков, взявшись за самих Романовых и русскую элиту конца XIX - начала XX века. В отличие от более ранних исторических эпох, этот временной отрезок был запечатлен в воспоминаниях современников, придерживавшихся разных политических взглядов. Из этих свидетельств складывался портрет эпохи разложения великой империи, когда едва ли не главной фигурой в жизни страны стал Григорий Распутин.

«Развратная камарилья, которая в своем придворном инкубаторе вылупила Гришку из церковного яйца, кажется, и сама не ведала, что из него получится. А в притчах Соломоновых сказано: «Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми». Распутин крепко разумел эту библейскую истину.

– А на ча мне перед народцем топтаться? Я и посижу… Лучше уж перед царями встану. От ихнего стола даже помойка жирной бывает. С единой крохи царевой век сытым будешь!..»

Аргументы и факты

Среди претензий, которые будут выдвинуты в адрес Валентина Пикуля в связи с «Нечистой силой», будут обвинений в неисторичности. В действительности все с точностью наоборот - это, наверное, самая документальная книга из всех, что были созданы Пикулем. Библиография авторской рукописи содержит 128 наименований, среди которых как воспоминания дневники той эпохи, так и стенографические отчёты допросов и показаний 59 высших министров, жандармов и чиновников Российской империи, данных в 1917 году в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства.

В великой империи мощный монарх, умевший держать страну в кулаке, оставляет трон сыну, который и близко не наделен отцовским характером, но пытается копировать манеру его управления. Нарастающий кризис усугубляется наличием у нового императора жены, чью натуру не выносили даже самые близкие люди. Проблемы императрицы толкают ее к мистицизму, поиску мессии, которым для нее становится ловкий крестьянин, любитель выпивки и женского пола Григорий Распутин. Не имеющий образования, но умеющий воздействовать на людей Распутин, начинает умело манипулировать царской четой, становясь для них незаменимой фигурой. И все это на фоне деградации органов государственного управления империей, неумения монарха идти по пути своевременных реформ.

Валентин Пикуль в данном романе не стал придумывать ничего. Он просто принес зеркало, в котором отразил все состояние времен правления последнего императора. Оно никак не вписывалось в лубочную картину, которая в этот же период создавалась на кухнях советских творцов, «заболевших» «потерянной Россией».

«За Распутина со мною расправятся»

Простить этого писателю не могли. Произведение создавалось в 1972-1975 годах, и уже тогда Пикуль столкнулся с угрозами.

«У этого романа очень странная и чересчур сложная судьба, - писал сам автор, - Помню, я еще не приступал к написанию этой книги, как уже тогда начал получать грязные анонимки, предупреждавшие меня, что за Распутина со мною расправятся. Угрожатели писали, что ты, мол, пиши о чем угодно, но только не трогай Григория Распутина и его лучших друзей».

Пикуля за «Нечистую силу» были с двух сторон - угрозы почитателей императорской семьи с «творческих кухонь» соединялись с недовольством главного партийного идеолога Михаила Суслова. Последний рассмотрел, и, наверное, небезосновательно, в неприглядных картинах из жизни царского окружения, параллели с деградацией партноменклатуры эпохи Леонида Брежнева.

«Прошло много лет, вокруг моего романа и моего имени сложился вакуум зловещей тишины - меня попросту замалчивали и не печатали. Между тем историки иногда говорили мне: не понимаем, за что тебя били? Ведь ты не открыл ничего нового, все, что описано тобою в романе, было опубликовано в советской печати еще в двадцатые годы…», - признавался Валентин Пикуль.

Писатель, ушедший из жизни летом 1990 года, успел увидеть первые публикации полной версии «Нечистой силы». Он, однако, не догадывался, что спустя несколько лет на книгу о Распутине и Романовых будет объявлено негласное табу.

Неудобная правда

Канонизация императорской семьи превратила «Нечистую силу» в глазах определенной части публики в нечто кощунственное. При этом сами иерархи церкви отмечали, что Романовых канонизируют за мученическую смерть, а не за образ жизни, который они вели.

Но выходцы с тех самых кухонь» творцов 1970-х» готовы объявить войну любому, кто посмеет приставить зеркало к последним Романовым.

Народный артист РСФСР Николай Губенко, поставивший в 2017 году «Нечистую силу» в театре «Содружество актеров Таганки», собрал аншлаги и обвинения в клевете на императорскую семью.

Как и в случае с романом, те, кто обвиняет авторов спектакля, игнорируют главное - в его основе лежат исключительно свидетельства и документы эпохи.

«Помазанники божьи» деградировали уже настолько, что ненормальное присутствие Распутина при своих «высоконареченных» особах они расценивали как нормальное явление самодержавного быта. Иногда мне даже кажется, что Распутин в какой-то степени был для Романовых своеобразным наркотиком. Он стал необходим для Николая II и Александры Федоровны точно так же, как пьянице нужен стакан водки, как наркоману потребно регулярное впрыскивание наркотика под кожу… Тогда они оживают, тогда глаза их снова блестят!

В спектакле, поставленном Губенко, есть очень яркий момент - на фоне кадров «лихих 90-х» скрипят по сцене сапоги невидимого, но присутствующего здесь Гришки Распутина.

Он и сейчас незримо скалится из-за плеча тех, кто вместо правды об эпохе Николая II создает лживую картину всеобщей благодати. Картину, которая может привести только к одному - новому повторению исторических ошибок, к новой масштабной катастрофе России.

Не было «России, которую мы потеряли». Она уничтожила себя сама, уверял Пикуль в своем лучшем романе.

«Пришёл грозный муж и спросил её:

— От кого зачала погань сию, сказывай! — Взял ребёночка за ногу, как лягушонка паршивого, понёс топить в речке. — Туда-то ему и дорога, — приговаривал, о корчаги спьяна спотыкаясь.

Младенец, повиснув вниз головой, даже не пикнул. Потёмкин встряхнул дитятко ещё разок над глубоким омутом, в котором тихо колыхались ленивые сомы и ползали чёрные раки.

— Так от кого же он? От Глинок иль от Тухачевских?

Звериный вопль матери огласил дремучий лес:

— Потёмкин он... Уймись, кобель старый!

Так явился на свет Божий Григорий Александрович Потёмкин, светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал и блистательный кавалер орденов разных, включая все иностранные (кроме Золотого Руна, Святого Духа и Подвязки), генерал-губернатор Новой России, создатель славного Черноморского флота, он же его первый главнокомандующий, и прочая, и прочая, и прочая...!»

Валентин Пикуль, «Фаворит»

Юнга Северного флота

В середине 1980-х годов, в начале перестройки, самая читающая нация в мире, помимо актуальных статей в прессе, проявляла огромный интерес к прошлому своей страны. Устоявшиеся портреты исторических деятелей, знакомые по учебникам, уже не устраивали — хотелось чего-то новенького, нешаблонного.

Такой нешаблонный подход к русской истории читателям подарил Валентин Пикуль , писатель, тиражи книг которого в этот период били все рекорды.

Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. В 1939 году отца его, в прошлом моряка-балтийца, а затем инженера-кораблестроителя, перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья.

Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный».

Отец Валентина, служивший в морской пехоте, погиб в боях под Сталинградом.

От женьшеня до «Океанского патруля»

После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, общался с молодыми писателями.

Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

Памятник Валентину Пикулю. Фото: Commons.wikimedia.org / Николай Максимович

30 романов за 40 лет

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

«Судить о русском дворе XVIII века по тем дворцам, что ныне обращены нами в общенародные музеи, — ошибочно и неверно.

Царский двор напоминал тогда бивуак или, вернее, гулящий табор. А придворные — кочевников, скифов! Отсюда и костюм на женщинах был зачастую не женский, а полувоенный; штаны заменяли им юбки.

Статс-дамы в палатках и шалашах подолгу живали. И у костров грелись. И в казармах рожали. И ландкарты империи фрейлины знали не хуже поручиков геодезии.

Куда их чёрт не носил только!..

— Трогай! — И двор её величества срывается с места.

Валят на телеги сервизы, комоды, туалеты, Рубенсов и кровати. Сверху сажают калмычек и арапок, — тронулись.

Всё трещит, бьётся, звенит. Всё разворовывается!

В одну только ночь имперские дворцы, бывало, загорались по три раза кряду».

Валентин Пикуль, «Пером и шпагой»

В постели с Елизаветой

Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.

Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим.

Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне , Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность.

Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.

Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают — Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Особый взгляд

Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.

Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

«Сталин о начале войны узнал — от Молотова.

— Пограничный инцидент? — не поверил Сталин.

— Нет, война...

Все видели, как от лица отхлынула краска, Сталин кулём опустился на стул. Все молчали, и он молчал. (“Гитлер обманул Сталина, а Сталин обманул самого... Сталина!” — именно так было заявлено потом на Нюрнбергском процессе.)

— Надо задержать немца, — произнёс он.

— Маршал Тимошенко уже отдал приказ по западным округам, чтобы противника не только задержали — уничтожить его!

— И... уничтожить, — как попугай, повторил Сталин.

Из Генштаба прибыл генерал Ватутин с докладом: германская армия наступает по всему фронту — от и до, от моря и до моря, рано утром немцы уже отбомбились по городам, список которых слишком велик, бои идут на советской земле. Сталин сразу сделался меньше ростом, словно пришибленный сверху чем-то тяжёлым, а слова его были самые похабные:

— Великий Ленин завещал нам великое пролетарское государство, а вы (он не сказал “я”!), — все вы про...ли его!»

Валентин Пикуль, «Барбаросса»

Профессиональные историки отмечают — в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.

Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

Буйство «Нечистой силы»

«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.

«В окружении дядей и братьев, средь которых процветали самые гнусные формы разврата, Александр III сумел сохранить здоровое мужское нутро. Говорили, что царь вообще однолюб. В дневнике он заполнил страницу непорочным описанием своей первой брачной ночи. И — никаких оргий! Страшный пьяница, он не устраивал гомерических попоек, а надирался втихомолку. Начальник его охраны, генерал Пётр Черевин, по совместительству исполнял должность и царского собутыльника... Поэты демократического лагеря даже восхваляли императора за явную скромность»

Валентин Пикуль «Нечистая сила»

Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина , которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.

В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

Русский Дюма

И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов.

Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма , кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.

Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.

Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье , балерине Анне Павловой , художнике Михаиле Врубеле ...

«Мне хотелось рыдать — это конец романа:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб...

Кажется, я сказал всё, что знал. Прощайте. Честь имею!»

Валентин Пикуль, «Честь имею»

Книга, которую сам Валентин Пикуль назвал «главной удачей в своей литературной биографии».Повесть о жизни и гибели одной неоднозначнейшей фигур российской истории - Григория Распутина - перерастает под пером Пикуля......
Вот на такой пролог я наткнулась после долгих скитаний,от современной авторов прибегнув вновь к Валентину Саввичу.
Но любопытство мое подпитали рецензии-я смеялась и возрос интерес.Поэтому под под подкатом я привожу только высказывания,позабавившие меня,что бы и у ВАС тем самым вызвать интерес.
.

Реакция неоднозначная)))хх.Пикуля часто обвиняют что он относится к своим героям со злобой,но именно эта объективность мне и нравится у него))
Можно соглашаться или не соглашаться с трактовкой В. Пикуля тех или иных исторических фигур. Это дело взглядов, вкусов, пристрастий, а самое основное – исторических познаний и научной подготовки.
Но какая то у него волшебная русская грусть,очарование российской души......
Итак к вернемся к книге)))Но он конечно прошелся по всем))хх.В какой то момент действительно чувствуешь взгляд большевиков на то время...в какой то момент загораешься историей и хочется искать источники достоверных событий,но все равно чувствуешь его стиль.Равнодушной не оставил)))

Взять хотя бы ОТЗОВЫ:


>>Столько дерьма под одной обложкой я ещё не встречал! В этой книге автор всех хаит: не было по его мнению ни одного (даже сколько-нибудь) хорошего человека на Руси конца XIX - начала ХХ века. Просто жуть. Яд со страниц так и сочиться. Часто вспоминается Эдвард Радзинский с его злобой и еходством к своим героям: два сапога - пара!

>> Не нужно использовать книги Пикуля в качестве учебника по истории! Это все равно, что учить историю Франции по Дюма! Оба автора ЗНАЮТ ВСЕ, НО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО!

>>Читала книгу и плакала... " во блин... мыши плакали, кололись но продолжали жрать кактус... Набежали тут слезливо-кошерные... А книга хороша. И вовсе не показом сексуальных предпочтений Вырубовой, а логичным вариантом на тему, как Колюня просрал Империю... За что и поплатился.

>>но на основании каких источников сделан вывод что пикуль все выдумал.сейчас одни авторы опровергаются другими.можно сделать вывод что нас убалтывают целенаправленно чтобы был потерян весь интерес к своей истории т.к.это выгодно и нынешней власти.чтобы мы были иванами родства не помнящими и выгодно потомкам прошлых сволочей скрывающих грязное прошлое своих предков.да и вообще проще управлять именно быдлом без рода и племени.

>>И при всех этих источниках некурящий Столыпин таскает со стола у Николая папиросы, городские легенды тех времён о Дорефа излагаются на голубом глазу, Вырубова трахается направо и налево (умудрившись, как подтвердила мед.комиссия Временного правительства, остаться девицей).
Так что, похоже, Валентин Саввич вдохновлялся пятюстами выпусками тогдашнего аналога газетыжызнь.

>>ух-ты, какая реакция......
"Так что, похоже, Валентин Саввич вдохновлялся пятюстами выпусками тогдашнего аналога газетыжызнь." - некоторые авторы не ссылаются вообще ни на что, пишут так от потолка. Учебники по истории пишутся людми не с профильным образованием.
А на счет Вырубовой - ее девичья фамилия Тонеева.
Если издательство не пожалело денег, времени или еще чего - по тексту книги есть ссылки на первоисточник информации.

>>Книга может претендовать на звание рекордсмена по количеству лжи на единицу текста. У меня сложилось впечатление, что вранье в ней практически в каждой строчке. Но возможно, я просто преувеличиваю: на самом деле, не в каждой строчке, а только в каждом абзаце.
Любителям этой книги рекомендую сначала прочитать статью А.Столыпина "Крохи правды в бочке лжи" (есть в интернете) - возможно, это остудит их непомерный энтузиазм.
Оценка: плохо

>>Увлекательнейшая книга. Образ Распутина потрясает. Никогда не увлекалась историей, особенно революционным временем, а "нечистую силу" прочитала на одном дыхании. Всем советую!

>>Странные тут дискуссии идут касательно истории. Никто же не изучает историю по Дюма и не упрекает Дюма за то, что его книги исторически не точны. Любое произведение о прошлых событиях, включающее прямую речь, по определению не точно. Автору всегда можно сказать:" ты там был (на поле Куликовом, например), ты это сам слышал?" Так что, народ, брось щеки надувать и изображать из себя знатаков всего и вся. Хорошая книга, разложение общества перед и во время 1МВ показано очень выпукло. А результат мы все и так знаем. Результат вполне соответствует состоянию того общества, показзанному Пикулем

>>Всё дело в том, что Дюма хотя и не придерживается исторической правды в теж же "Мушкетёрах", но по крайней мере не поливает грязью всех вокруг. Тому же Ришелье он воздает должное, хотя в его книгах он явно отрицательный персонаж. Пикуль же обливает всех и вся грязью. При этом он опять таки нагло перекручивает общеизвестные факты и врёт на каждой странице. К примеру о семье Распутина он пишет, что к моменту появления Г.Е. в Петербурге его отец, мать, братья, сёстры все померли. Куда же нам деть фотографию Распутина в Питере на которой четко виден его отец? Вывод - Пикуль лжец.

>>Пикуль отражает не реальную действительность того времени, а взгляд большевиков на то время. Работал он с архивами, а точнее, с агитационными материалами красных. Так что, ни о какой достоверности в романе речи идти не может.

>>Вот как такую ахинею можно написать?! Сбор из агитлистовок того времени. Столыпин не курил. Ноги его дочке не ампутировали после покушения. Автор много чего придумал. Вещи о которых говорят двое знают только они. Похожа книга на дешевую вульгарно-бульварную желтую прессу. Фе.

>>если Пикуль - красный агитатор, то почему в таком случае большевики отказывались публиковать роман?

>>Что касается императорской семьи, особенно государыни императрицы, если она была по словам Пикуля "припадочной" и так далее, то как же тогда книга составленная из её дневников - "Дарите любовь"? Больные душой никогда не будут вести дневники такой глубокой мудрости и чистоты! Императорская семья причислена к лику святых и столько грязи вылито здесь. В голове у меня не укладывается. Сначала прочитала Фаворита и была под хорошим впечатлением. Хотя, открыв труды историка Ключевского, прочитала к Екатерине совершенно противополжное отношение... Нахожусь в заблуждении. Буду искать подтверждение в исторических достоверных источниках.

Скандалы советской эпохи Раззаков Федор

Крамольный Пикуль («Нечистая сила»)

Крамольный Пикуль

(«Нечистая сила»)

В июле 1979 года в центре скандала оказался роман Валентина Пикуля «Нечистая сила» о Георгии Распутине. Публикация романа началась в журнале «Наш современник» с апреля и должна была закончиться в конце года. Но все завершилось гораздо раньше. Всего вышло четыре номера с романом (4-7-й), после чего роман попался на глаза жены одного из членов Политбюро. Прочитанное возмутило женщину до глубины души. Она разглядела в нем откровенный намек на современные нравы кремлевского двора. Дело в том, что в романе писатель придерживался версии, что Распутин был марионеткой в руках евреев. Между тем подобные же слухи распространялись в СССР и по поводу Брежнева, у которого еврейкой была жена, а также почти все его помощники и консультанты. В итоге публикацию романа потребовали прикрыть. Правда, чтобы все выглядело цивильно, «подстелили соломку». В июле вышла последняя часть «Нечистой силы», после чего по роману как следует «долбанули» в прессе. 27 июля в «Литературной России» вышла статья Ирины Пушкаревой под характерным названием «Когда утрачено чувство меры…». В ней от романа критик не оставляла камня на камне.

И все же как бы «верхам» ни хотелось, но точку на этом им поставить все равно не удалось. Уж больно много разговоров ходило вокруг этой книги. А после ее запрета интерес к ней взлетел на еще большую высоту. Номера «Современника» с «Нечистой силой» и без того стоили на «черном рынке» баснословных денег (в открытой продаже их попросту не было), а теперь они и вовсе взлетели в заоблачную высь. Слава Валентина Пикуля взобралась еще на пару-тройку ступенек вверх. И никакие критики уже не могли его оттуда свергнуть.

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

Мастера и нечистая сила С Иваном Александровичем я познакомился, когда он был уже на пенсии. После Великой Отечественной войны ветеран работал плотником в каком-то домостроительном комбинате. А вот до сорок первого года состоял в артели колодезников, куда входили и его

Из книги Славянские колдуны и их свита автора Афанасьев Александр Николаевич

Из книги Наделенные силой. Тайны индейских шаманов автора Стукалин Юрий Викторович

Сила колдунов - во зло Исходя из законов вероятности и широты человеческой натуры мне кажется возможным, что, если в культуре существует некая методика, насколько бы ее ни одобряло общество, всегда найдутся люди, которые испробуют ее. Что бы ни было изобретено

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Крамольный ВГИК В конце 1958 года в эпицентре скандала оказалась «альма-матер» советских кинематографистов – ВГИК. Большую разгромную статью про него опубликовала «Комсомольская правда». Материал назывался «На пороге большого экрана» и принадлежал перу двух

Из книги Против Виктора Суворова [сборник] автора Исаев Алексей Валерьевич

Грубая сила Советские войска взломали «линию Маннергейма», применив грубую силу. Бетонные коробки поддаются артиллерии, огнеметам, взрывчатке, тяжелым авиабомбам. Пользуясь возникшей в январе оперативной паузой, расположение ДОТов выявили, а затем постепенно

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Лошадиная сила Выше я писал, что при езде одвуконь неспешной рысью по 15 км/час, по пять часов на каждой из лошадей, десять часов в седле, что для природного конника в течение недели-двух нормально, суточная скорость составляет 150 км в сутки. А хоть и 200. Гонец и 300 верст делал

Из книги Континент Евразия автора Савицкий Петр Николаевич

СИЛА ТРАДИЦИЙ И СИЛА ТВОРЧЕСТВА Сила традиций и сила творчества в их сочетании - животворящий источник всякой культуры.Медленно, веками усилий, создается традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведет

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

«СМЕЕТСЯ НАД ЧЕЛОВЕКОМ НЕЧИСТАЯ СИЛА…» Осенне-серый меркнет день. Вуалью синей сходит тень. Среди могил, где все - обман, Вдыхая стелется туман. А. Белый. Кладбище В народе считают, что клады живут своей тайной жизнью. Они не только светятся по ночам, но стонут и плачут,

Из книги Люди сороковых годов автора Жуков Юрий Александрович

Сила традиций 17 июля, 11 часов 30 минут К сведению редакции. Тема этой корреспонденции сейчас очень важна. Прошу ее опубликовать как можно спорее, сопроводив обобщающей передовой статьей. После обстоятельной консультации на месте принял решение остаться в танковой армии

Из книги Украина: моя война [Геополитический дневник] автора Дугин Александр Гельевич

Русская сила Мы видим наглядно, что Запад ведет прямую войну с Россией. Но он начал не сейчас. Он вел ее все это время - как с СССР, так и с РФ с 1991 года. В этой ситуации все маски сброшены: мы лицезреем истинную природу российского либерализма, западничества и реформизма. Вот

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

«Нечистая сила» («У последней черты») Валентина Пикуля Менее чем через год после выхода в свет первого отдельного издания книги М. Касвинова журнал «Наш современник» приступил к печатанию романа популярного и, безусловно, талантливого писателя В. С. Пикуля «У

Из книги Крестьянская цивилизация в России автора Бердинских Виктор Арсентьевич

Глава 8. Приметы, гадания, клады и нечистая сила О ПОЖАРАХОтносительное равновесие в жизни крестьянина, минимальный достаток - все это было очень зыбко. Страшный враг - огонь - мог за несколько минут уничтожить все нажитое долгими годами тяжкого труда. Крестьянин мог

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

НЕЧИСТАЯ СИЛА

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

«Нечистая сила» Настоящий скандал вызвал его роман «Нечистая сила» («У последней черты»), посвященный Распутину. Говорили, будто роман не понравился супруге Леонида Ильича. Слишком уж откровенным было сходство оргий и безобразий, которые творились в разложившейся

Из книги Связь времен [без картинок] автора Нестеров Федор Федорович

СИЛА ПАТРИОТИЗМА В. О. Ключевский писал: «Московское государство… родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». Принять его мы можем лишь с оговоркой: ближайший ученик Ключевского, А. Е. Пресняков, показал ошибочность бытовавшего ранее среди

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Валентин Саввич Пикуль (1928-1990) Не сразу привлёк внимание своими сочинениями Валентин Пикуль: в 1954 году вышел роман «Океанский патруль», затем последовательно издавались романы «Баязет» (1961), посвящённый Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, «Из тупика» (1968), посвящённый