Медицинский сайт

Информация о мероприятиях в рамках дня пушкина мбук «межпоселенческая центральная библиотека» и библиотек сельских поселений кунгурского муниципального района. Мероприятие по проведению пушкинского дня Пушкинский день названия

6 июня 2019 года в нашей стране отмечается День русского языка, который также называют Пушкинским днем России. Этот праздник был установлен в 2011 году «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

В музеях, библиотеках, выставочных залах, театрах, домах культуры, детских досуговых центрах и других учреждениях по всей стране проходят приуроченные к этому празднику мероприятия для подрастающего поколения.

На Пушкинский день для детей проводятся театрализованные представления, исполнение поэтических произведений, музыкально-литературные концерты и др. Проходят конференции и семинары, посвященные различным поэтическим направлениям и авторам; выпускаются поэтические сборники и альманахи.

Пушкинский день – сценарий для детей в библиотеке

Мероприятие по Пушкину для детей можно начать с выступления ведущих:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – Пушкинский день или День русского языка. Мы рады приветствовать вас в нашем зале, и хотим пригласить в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Трудно представить нашу жизнь без произведений великого русского поэта.

– Творчество Пушкина сопровождает нас с раннего детства – в течение всей жизни. Книги этого поэта, которые есть практически в каждой российской семье, объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей. А язык его произведений, в которых сочетаются нормы книжного и живого разговорного языка, до сих пор остается основой русской литературной речи.

Затем на Пушкинском дне в библиотеке прозвучит отрывок из стихов о поэте, написанных Николаем Доризо:

Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.

«Мороз и солнце»… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.

Все в нем Россия обрела –
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.

И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!

Ведущий:
– Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

Сценарий на Пушкинский день может также включать исполнение его произведений. На мероприятии в библиотеке, посвященном Пушкину, для детей можно устроить конкурс чтецов, которые прочтут стихи или отрывки из сказок Пушкина. Можно поставить небольшое театрализованное представление по мотивам одной из его сказок.

Власть пушкинских стихов – на все века.
Власть доброты,
Высоких дум горенье.
Подчас одна лишь краткая строка
Дарует силу нам и вдохновенье.

Порой в одной строке отражены
Раздумья самых разных поколений.
В его стихах –
И легкий всплеск волны,
И шум дубрав,
И грозный гул сражений.

Невиданный открыт для них простор.
Летят они свободно, неустанно.
В Москве они звучат
И средь грузинских гор,
На улицах Норильска и Кургана.
(В. Милютин)

Мероприятие по Пушкину в детской библиотеке

Ведущий:
– А теперь, ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Пушкинский день по сценарию продолжит викторина. На проводимом в библиотеке детском мероприятии ребятам нужно будет по описанию портрета литературного персонажа назвать героя и произведение Пушкина, в котором он участвует.

1.
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет.
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2.
…В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна- Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)

4.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей.
(Молодая царевна, « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Затем на празднике в честь Пушкинского дня в библиотеке детям нужно будет продолжить строчку из стихов поэта:

  • Сижу за решеткой …
  • В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины. На волю…
  • Я помню чудное мгновенье…
  • Жил – был поп…
  • «Кабы я была царица», – Третья молвила сестрица…
  • Я вас любил…
  • У Лукоморья дуб зеленый…
  • Последняя туча рассеянной бури…
  • Перед вами тетрадь со стихами: «Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть…» Чья это тетрадь? (Петра Гринева из «Капитанской дочки».)
  • Этот предмет – основная деталь одной из повестей Пушкина. И сюжет, и название, и поведение героев – все связано с этим предметом. Назовите его (пистолет из «Выстрела») .
  • Этот предмет мог бы связать Машу с Дубровским, если бы о нем не узнал Троекуров. Назовите предмет (кольцо) .
  • «Тульская печатка, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью». Кому принадлежит этот о многом говорящий предмет? (Марье Гавриловне из «Метели».)

После этого на детском празднике по Пушкину в библиотеке будут подведены итоги состязаний, и ребята, которые дали наибольшее число правильных ответов, получат небольшие призы.

Ведущий:
– Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал замечательные произведения Пушкина. Прошло сто восемьдесят лет с того времени, как погиб поэт, а стихи его становятся нам все ближе и дороже. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно и сказать: «Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии».

Завершит мероприятие в библиотеке на Пушкинский день России чтение стихов:

Воскресный полдень. Мы придем к поэту.
Сердечно рад гостей он привечать.
Какое счастье славить дату эту –
Рожденье солнца русского встречать!

Пускай поэзия звенит и льется,
И, как святой родник, сквозь камни бьет,
Волнуя душу, птицей в небо рвется,
Волнуя сердце, в нас всегда живет!
(Т. Соловьева)

Информация о мероприятиях в рамках Дня Пушкина

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» и библиотек сельских поселений

Пушкинский день России, традиционно отмечается в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка. Ежегодно Пушкинский день в России проходит в лирическом настроении. Замечательные произведения продолжают жить, а значит, продолжает жить поэт в сердцах людей. 6 июня состоялись праздничные мероприятия, посвященные дню рождения Александра Сергеевича Пушкина в библиотеках Кунгурского муниципального района.

https://pandia.ru/text/80/063/images/image002_11.jpg" alt="C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary" align="left" width="282" height="211"> Для ребят из Бырминского сельского поселения работники библиотеки провели литературную игру «Что за прелесть эти сказки». На мероприятии присутствовали дети детского сада, начальной школы (11 человек). В ходе игры детям демонстрировалась презентация. Ребята отправились в сказочный мир Александра Сергеевича Пушкина, погостили в каждой из его сказок и ответили на вопросы викторины по сказкам Пушкина. Проводилась спортивная эстафета «За оброком», разгадывали кроссворд, рассказывали сказку хором, по вопросам в орешках составляли характеристику героинь. В конце игры составили карту Лукоморья. Все дети получили памятные призы.

https://pandia.ru/text/80/063/images/image004_5.jpg" alt="G:\DCIM\100___01\IMG_0951.JPG" align="left" width="308" height="231 src=">

В библиотеке была оформлена выставка

«МИР ВЕЛИКОГО ПОЭТА»

Голдыревская библиотека в рамках Года литературы в России и Пушкинской недели организовала игру-путешествие по сказкам «Тропинками Лукоморья».

Ребята из летнего лагеря школы узнали много нового и интересного о сказках поэта, которые маленькому Саше рассказывала его няня Арина Родионовна.

Дети с большим удовольствием совершили путешествие, делая остановки в каждой сказке поэта, участвовали в конкурсах, играх, отвечали на занимательные вопросы, с помощью мимики и жестов показывали героев сказочных произведений автора, отгадывали загадки. Участвовали в конкурсе «Нарисуй героя сказки», большинство ребят нарисовали золотую рыбку, которая спешит исполнить их желания.

11 класс" href="/text/category/11_klass/" rel="bookmark">11 классники .

А литературный лабиринт «Заморочки из Пушкинской бочки» состоялся для детей младшего школьного возраста. Из настоящей бочки дети извлекали «заморочки» - задания. «У самого синего моря» - нужно было сетью захватить рыбки – игрушки, « У Лукоморья дуб…» - ответить на вопросы викторины по сказкам поэта, «Пушкинские гонки» - по состязаться в беге на перегонки чёртику и Балде, «Три девицы» - на скорость смотать клубки ниток, «Волшебный ларец» - из сундука с реквизитами надо было приготовить костюм пушкинского героя, «Над пушкинской строкой»- прочитать стихи поэта. Дети отлично справились с заданиями, проявили сообразительность и продемонстрировали свою любовь к творчеству Пушкина, отвечая на вопросы викторины и читая его стихи наизусть.

Для детей Неволинского поселения работники библиотеки оформили выставку «Что за прелесть эти сказки».

Провели мероприятие для детей школьной площадки «Путешествие по Лукоморью». Ребята выполняли задания сказочных героев, угадывали по отрывкам произведения и вставляли недостающие слова в стихи. Закончилось мероприятие чтением Пушкинских стихов. В мероприятие приняло участие 45 человек, выдано 10 экз. книг.

Праздник завершился. В рамках Пушкинского дня в библиотеках Кунгурского муниципального района прошли самые различные мероприятия. Приятно осознавать, дети знают Пушкина, читают Пушкина и любят его литературное наследие.

Директор МБУК «МЦБ»

Кунгурского муниципального района

Сценарий музыкально-поэтического праздника для 3-5 классов «Наш Пушкин жив».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов и среднего звена, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству А. С. Пушкина.
Цель: развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С.Пушкина.
2.Побуждать детей создавать вокруг себя атмосферу праздника поэзии.
3.Учить анализировать содержание прочитанного, выявлять художественные ценности произведения, прислушиваться к мнению товарищей, высказывать свою точку зрения, оформлять эстетически свое суждение, развивать речь.
4.Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, творческое воображение.
5.Воспитывать интерес к поэзии, расширять кругозор и словарный запас детей.
Оборудование: портрет А.С Пушкина, грамзаписи (песня «Зимний вечер», композитор М. Яковлев, «Я помню чудное мгновенье», композитор Глинка, «Вальс снежных хлопьев», композитор П.И.Чайковский), зажженные свечи, книжная выставка, рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина.
Плакаты:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа». А. С.Пушкин

«Читайте сочинения Пушкина и поучайтесь примером великого поэта любить искусство, правду и Родину» Н.А. Некрасов

«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!» Ф. Глинка

"Великим быть желаю,
Люблю России честь!" А.С.Пушкин

Ход праздника:

Ведущий 1:
Здравствуйте дорогие гости! У нас сегодня огромный праздник, который посвящается творчеству самого главного на Земле поэта. Кто же этот поэт? Кто самым первым приходит в наше детство и уносит нас по морям и волнам, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана. Как его зовут?
(Александр Сергеевич ПУШКИН)


Правильно, сегодня мы собрали в этом уютном зале три поколения тех, кто любит пушкинскую поэзию.

ПРАЗДНИК «НАШ ПУШКИН ЖИВ» НАЧИНАЕТСЯ.

(6 учеников читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина»)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1880

Ведущий 2: Более 200 лет живет с нами любимый Пушкин, живут и его сказки, стихи. Но Александр Сергеевич, на удивление всем, всегда молод. Он друг детей и взрослых. И каждый из нас рад слышать и видеть дорогого поэта.
Массовая сценка: выбегают герои сказок Пушкина:
«Пушкин, мы Вас любим. Мы ждем Вас в гости!»
(За кулисами читается стихотворение «Зимняя дорога»)
Учитель: Все лучшее у нас связано с именем Пушкина.
Он учит нас любить Россию:
«Великим быть желаю,
Люблю России честь!»

Великий поэт зовет современников верно служить Отчизне:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

Верит Пушкин в завтрашний день Родины и нас этому учит:
«Товарищ, верь!
Взойдет она, звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья-
Напишут наши имена».

У каждого из нас есть любимые стихи великого поэта. Я очень люблю его стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Композитор Глинка написал музыку на это стихотворение, получился чудесный романс. Давайте послушаем этот романс.
Звучит романс «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
Учитель: Дети, у вас ведь тоже есть любимые стихи поэта?
(С комментариями к стихам выступают четверо обучающихся)

Ученик 1: А.С.Пушкин очень рано начал сочинять стихи. Любовь к поэзии ему привила няня Арина Родионовна Матвеева. Она передавала будущему гению волшебные сказания русской старины. Это ей Пушкин посвящает стихотворение «Няне». Мне это стихотворение нравится, напоминает о бабушке, и я сейчас вам его прочту: (читает наизусть)
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . . .
1826



Ученик 2: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Ученик 3: А мне очень нравится стихотворение Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье», в котором поэт восхищался городом на Неве, ему он посвящает следующие стоки:


Люблю тебя, Петра творенье
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!.

Ученик 4: А я очень люблю стихи Пушкина о зиме. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом его языка. Поэт все изображал с блеском. Таков был солнечный гений Пушкина. Я прочитаю вам стихотворение «Зимнее утро».


ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829

Ведущий 1: Есть у нас и любимая песня М. Яковлева «Зимний вечер»
(исполнение песни музыкальным руководителем школы)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Учитель: Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
Ученик:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.


Инсценировка сказки: отрывок из произведения
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О ПУШКИНЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Учитель:
Мне, ребята, не верится, что Пушкина нет. Я думаю, что он жив в наших думах, в наших сердцах. О Пушкине писали многие поэты России: М. Лермонтов, А. Плещеев, С. Есенин, А. Дементьев…
Послушаем стихотворение Андрея Дементьева.
А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН
1.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил

2.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.

3.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
(звук выстрела пистолета)

Читается отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова
СМЕРТЬ ПОЭТА
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой…
………………………………………………………………
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Учитель: Имя Пушкина бессмертно. Я думаю, что сказки и стихи великого поэта будут читаться грядущими поколениями. Ребята, рядом с нами в нашей школе работает Заслуженный учитель России, известная поэтесса Анна Михайловна Алферова. Послушайте ее стихотворение
«Я К ПУШКИНУ ИДУ»: (читает учитель)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!

Учитель: Сегодня мы пригласили Анну Михайловну Алферову к нам на праздник. Разрешите, Анна Михайловна, Вам предоставить слово.
Выступление поэтессы…


Да, Пушкина забыть невозможно. Пушкин и Родина неотделимы. Когда читаешь Пушкина, то всегда размышляешь о судьбах многострадальной России, и я очень верю, что наша Россия воспрянет, Россия спасется от невежества и грязи, Россия станет процветающей, уважаемой страной на нашей голубой планете. В сердце моем Пушкин и Родина всегда рядом.

А. Алферова читает свое стихотворение
«КОГДА О РОДИНЕ Я ГОВОРЮ»
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!

Ведущий:
Наш Пушкин жив! Он живет в каждом сердце, в каждом доме. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. ПУШКИН – это радость, это добро, это тепло, уют и любовь. Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг. Накануне своей трагической гибели в 1837 году пишет он гениальное стихотворение, которое было пророческим.

Одно из любимых национальных занятий русских, как и людей множества национальностей нашей страны, - чтение и изучение Пушкина. И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас, как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народов .

А.Т. Твардовский

Есть одно имя, которое дорого сердцу каждого ельчанина. Это имя знакомо нам с детства. Малыш еще не умеет читать, но уже повторяет вслед за взрослыми: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». Память о великом русском поэте запечатлена в Ельце в названиях улицы Пушкина, школы № 2 им. А.С. Пушкина, детской библиотеки им. А.С. Пушкина, сквера им. А.С. Пушкина, в котором стоит памятник поэту.

6 июня вся страна отмечает Пушкинский день России. Ежегодно мероприятия для своих читателей (детей и их родителей, молодежи, взрослых) проводят библиотекари всех библиотек ЦБС. Подготовка к проведению Пушкинского дня, конечно же, начинается с оформления книжных выставок: «Как вечно пушкинское слово», «Светоч русской литературы», «Пушкинскийдень России», «Солнце русской поэзии», «Признание потомков», и др.

Медиа-викторину по сказкам А.С. Пушкина «В гости к славному Салтану» для учащихся 1-5 классов НОУ «Развитие» (30 чел.) провели 6 июня в детской библиотеке-филиале №2 .

Вступительная беседа «Сказки и быль» напомнила юным читателям о жизненном и творческом пути поэта. Ребята приняли активное участие в разнообразных турах викторины: вспоминали окончания фраз из сказок («Подскажи словечко») и их содержание («Знатоки сказок»), продолжали предложенные отрывки («А что же было дальше?»), отдохнули на веселой физкультминутке «Стань героем сказки», вспоминали все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина на «Сказочной арифметике». В последнем туре «Чёрный ящик» были предложены изображения различных предметов, и ребята должны были назвать сказку, в которой этот предмет встречался.

Лучшим знатоком сказок А.С. Пушкина по итогам викторины был назван Гуров Вадим (3 класс). Второе место заняла Белых Маша (2 класс), а третье – Косяков Кирилл (3 класс).

Не менее разнообразны мероприятия Пушкинских дней в библиотеках города. Это литературная гостиная «Лицейские годы гения» (библиотека-филиал №1), литературный праздник «Идут века, но Пушкин остается» (библиотека-филиал №8) и др.

В библиотеке-филиале №8 была оформлена книжная выставка » Солнце русской поэзии», которая знакомила читателей библиотеки с жизнью и творчеством великого поэта. Возле выставки проводились обзоры представленных изданий, здесь же во время литературного праздника проходила литьературная викторнина по сказкам А.С. Пушкина.

Яркими и запоминающимися стали мероприятия в библиотеках-филиалах №6, 9, ЦГБ.

6 июня в библиотеке-филиале №9 состоялась игра-путешествие по произведениям А.С.Пушкина «На солнечной поляне Лукоморья» . В мероприятии приняли участие дети из школьных лагерей школы №10 и гимназии №11 (всего 75 человек). Ребята совершили путешествие по сказкам, соревновались в викторине «Знаешь ли ты сказки Пушкина?», отгадали сказочный кроссворд, узнали сказки по иллюстрациям. Детям были предложены конкурсы: «Дорисуй и раскраськартинку» и «Покажи сказку». Мероприятие сопровождалось презентацией.

Все ребята очень активно участвовали в игре и показали хорошие знания произведений Пушкина. Отряды были награждены грамотами за активное участие в мероприятии.

Ко дню рождения Пушкина в библиотеке-филиале №6 была оформлена книжная выставка «Как вечно пушкинское слово».

В течение дня для детей, которые посетили библиотеку,проводилась викторина«Там, на неведомых дорожках». Дети с удовольствием вспоминали сказки Пушкина, отвечали на вопросы первого этапа викторины «Сказки из Лукоморья», угадывали его стихотворения на 2 этапе «Заморочки из волшебной бочки». По желанию дети читалиполюбившиеся стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «У лукоморья дуб зеленый» и др.

Всего в викторине приняли участие 15 юных читателей в возрасте от 8 до 11 лет. Все участники были награждены сладкими призами.

Посвящено А.С. Пушкину 6 июня было и очередное заседание клуба «Общение» в библиотеке-филиале №6 . Участниками литературного журнала «Все ли мы знаем о Пушкине?» стали 17 человек.

Член клуба Варвара Николаевна Козлова — большая поклонница творчества поэта — интересно рассказала о малоизвестных страницах его биографии, познакомила с книгой В.М. Русакова «Потомки А.С.Пушкина» (о судьбе сыновей и дочерей великого русского) поэта, его внуков и правнуков), которой нет в библиотеке. Рассказ сопровождался показом слайдовой презентации. Собравшиеся узнали о том, что внешность старшей дочери запечатлел Л.Н. Толстой в облике Анны Карениной; трагическая смерть мужа Марии Александровны дает писателю материал для создания последней сцены «Живого трупа».

Отметили Пушкинский день России и в Центральной городской библиотеке им. М. Горького. 6 июня в читальном зале библиотеки прошел литературно-музыкальный вечер «Бессмертный гений». Участникамимероприятия сталистуденты Елецкого промышленно-экономического техникума.

Рассказ ведущих о жизни и творчестве поэта сопровождался чтением стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Что в имени тебе моем?», «Настала осень золотая», «Я вас любил…». Инсценировался отрывок из романа «Евгений Онегин». С большим удовольствием студенты слушали романс «Я помню чудное мгновенье…». Вечер сопровождался показом тематических слайдов.

Самым многолюдным стало совместное мероприятие детской библиотеки №1 им. А.С. Пушкина и Дома школьников.

Коллектив детской библиотеки им. А.С. Пушкина провел и традиционную встречу у бюста А.С. Пушкина в детском парке в рамках программы «Встречи у памятников Ельца».

Более 100 человек из летнего лагеря МБОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина собрались здесь 7 июня на утренник «Великий поэт России». Говорили о жизни и судьбе поэта, значении его поэзии для каждого русского человека, звучали стихи Пушкина в исполнении детей, взрослых, самих библиотекарей. Ребята активно отвечали на вопросы викторины «Мы любим и читаем Пушкина». Завершился праздник возложением цветов к подножию памятника.

Не первый год в сквере им. А.С. Пушкина в рамках Пушкинского дня России возле памятника звучат строки бессмертных произведений поэта. Мероприятия здесь проводит коллектив библиотеки-филиала №2 .

Традиционно праздник начинается в библиотеке, а завершается в сквере им. А.С. Пушкина у памятника великому поэту костюмированными представлениями. В этом году,6 июня, участниками праздника «В гости к Пушкину спешу..» стали 48 ребятиз летнего лагеря школы №17 им. Т. Н. Хренникова.

Видео-репортаж подготовлен сотрудниками библиотеки и читателем Вадимом Карюковым. Июнь 2012 г.